Орман ресурстарын есепке алу мен мониторингтеу заманауи әдістері
Сипаттама: Қашықтықтан зондтау материалдарын, компьютерлік технологияларды пайдалану, геоақпараттық жүйелерді енгізу негізінде орман ресурстарын есепке алу мен мониторингілеудің жаңа әдістері зерделенеді; қазіргі заманғы техникалық құралдарды қолдана отырып, пайдаланылатын орман ресурстарын басқару технологиялары қаралады.
Кредиттер саны: 6
Пререквизиты:
- Орман таксациясы
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 30 |
Практикалық жұмыстар | 30 |
Зертханалық жұмыстар | |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 90 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: ЖОО компоненті
Цикл: Кәсіптік пәндер
Мақсат
- целью мониторинга является оценка состояния и уровня загрязнения ОС, анализ и прогноз (моделирование) ситуации и доведение полученных сведений до органов управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью. Также при мониторинге разрабатываются рекомендации по управлению состоянием среды. В кратком виде цель мониторинга можно сформулировать следующим образом – создание информационной системы, позволяющей получать достоверные сведения о состоянии окружающей среды и ее изменениях в физических и биотических компонентах под действием естественных и антропогенных факторов.
Міндет
- сбор первичной информации, ее накопление, систематизация, анализ и формирование банка данных; - обработка и представление данных в виде различных таблиц, графиков, карт; - усовершенствование и разработка методов получения исходной информации, оценка текущего состояния окружающей среды и прогноза; - анализ причин наблюдаемых и вероятных изменений состояния; - оперативное обеспечение необходимой информацией всех заинте-ресованных лиц.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- с получен представлением данных для различных типов аудитории (заинтересованной общественности, администрации и сотрудников предприятия, государственных органов) и ее распространением; ием данных о конкретной проблеме;
- разработкой рекомендаций для принятия мер по улучшению сложившейся ситуации или стимулирования принятия соответствующих решений.
Оқыту әдістері
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: технология организации активных лекционных форм: лекция-визуализация (содержание представлено в образе рисунка, графика, схемы); бинарная лекция (вдвоем) — проблематизация происходит за счет формы и содержания; лекция — пресс-конференция; лекция-консультация; лекция-провокация; лекция-диалог; лекция с применением дидактических методов (мозговая атака, метод конкретных ситуаций и др.). интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); технология коллективного взаимообучения; коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии; технологии активного и проблемного обучения. проблемная лекция (опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций и задач, которые надо решить); построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); практическое занятие в форме дебатов (групповые дискуссии при обсуждении проблемы в виде прений и обмена мнениями); обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп.
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Мониторинг окружающей среды
- Виды мониторинга и их характеристика
- Государственный экологический мониторинг в РК
- Мониторинг лесных экосистем
- Понятия, цели и задачи мониторинга лесных экосистем
- Методологические основы мониторинга лесов
- Средства и методы ведения лесного мониторинга
- Дистанционный мониторинг
- Наземный мониторинг
- Лесной мониторинг в Казахстане
- Биоиндикация окружающей среды
- Влияние окружающей среды на лесные экосистемы
- Биоиндикационные методы оценки воздействий на древесные растения загрязнения атмосферного воздуха
- Лишайники как биоиндикаторы загрязнения атмосферного воздуха
- Организация и проведение работ по мониторингу лесов по программе ICP-Forests
Негізгі әдебиет
- Зубова, С. С. Мониторинг лесных экосистем: учебное пособие / С.С. Зубова, С.С. Постникова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный лесотехнический университет. – Екатеринбург : УГЛТУ, 2020. – 89 с.
- Назаренко, Н. Н., Мосиенко, М. Ю. Биоиндикация окружающей среды: учеб.-практ. пособие. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2019. – 115 с.
- Черниховский, Д. М. Теория и методы инвентаризации лесов на основе данных дистанционного зондирования Земли, цифрового моделирования рельефа и ГИС-технологий. Диссер. на соиск. докт. с.-х.наук. СПБ, 2019. 386 с.
- The Global Forest Resources Assessment. – 2020. – URL: http://www.fao.org (дата обращения 08.11.2020).
- Апкин, Р. Н. Экологический мониторинг: учебное пособие / Р.Н. Апкин, Е. А. Минакова. – Казань: КГЭУ, 2015 – 127 с.
- Данчева, А. В., Залесов, С. В. Экологический мониторинг лесных насаждений рекреационного назначения: учеб. пособие. –. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015. – 152 с.
Қосымша әдебиеттер
- Дистанционный мониторинг – эффективный способ контроля использования лесов. – Текст: электронный // ЛПК Сибири. Отраслевой журнал лесопромышленного комплекса Сибири: официальный сайт. – 2019. – URL: https://lpk-sibiri.ru/forest-management/forest-law/distantsionnyjmonitoring-effektivnyj-sposob-kontrolya-ispolzovaniya-lesov/ (дата обраще-ния 08.11.2020).
- Методика организации и проведения работ по мониторингу лесов европейской части России по программе ICP-Forest (методика ЕЭК ООН) 1995. – URL: http:// www.docs.cntd.ru/document/9044261 (дата обращения 08.11.2020).
- Мониторинг состояния лесных и городских систем: монография / Под ред. В. С. Шалаева, Е. Г. Мозолевской. – М.: МГУЛ, 2004. – 235 с.
- Мучник, Е. Э., Инсарова, И. Д., Казакова, М. В. Учебный определитель лишайников Средней России: учеб.-метод. пособие. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2011. 360 с. / Институт лесоведения России официальный сайт / http://ilan.ras.ru/wpcontent/uploads/2020/04/muchnik-i-dr.-uchebnyj-opredelitel-lishajnikov.pdf.