История и философия науки

Калиева Канша Саветкановна

Портфолио преподавателя

Описание: Феномен науки рассматривается как специфическая проблема и предмет анализа. Дает представление о теории науки и техники и их развитие в условиях постиндустриального общества. Актуальность курса связана с ориентацией на процессы, происходящие в области научных исследований на основе интеграции философии науки и естественно- технических наук

Количество кредитов: 3

Пререквизиты:

  • Философия

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 15
СРО 45
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Развитие научного мышления на основе истории науки, формирование метода и понимания философских достижений науки и влияния философских концепций на развитие науки.
Задача
  • Изучить основные проблемы развития научного знания с точки зрения их трансформации в истории культуры; - освоить способы и принципы методологического исследования, их потенциал для развития использования в современной науки и технологии; - изучить теоретические вопросы реализации классического и постмодернисткого подходов понимания познавательного процесса, его особенности и перспектив.
Результат обучения: знание и понимание
  • Основные эпистомологические модели и сущность рациональных понятий; - основные научные концепции; - научные и ненаучные формы и методы науки; - современные формы социально-гуманитарного образования; - глубокие профессиональные и научно-технические знания, необходимые для исследовательской работы.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь решать проблемы, возникающие в ходе актуальных научных-исследований; - Уметь использовать современные научные методы исследования; - На основе методологии научного познания уметь понимать и анализировать реалии теории и практики науки и техники на современном этапе.
Результат обучения: формирование суждений
  • Магистрант должен уметь: - самостоятельно выполнять научно-исследовательскую и научно-педагогическую работу; - формулировать основы глубоких научно-методологических знаний в области естественно-технических науки и своей специальности.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Магистрант должен уметь: - использовать научные и методические знания на конференциях, симпозиумах, круглых столах, дискуссиях; - оппонировать коллегам по тематике исследования, осуществлять консультативную деятельность.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Магистрант умеет применять знания в области научно-исследовательской, педагогической и воспитательной работы, писать научные статьи и рефераты по своей специальности; - умеет глубоко анализировать актуальные проблемы современного научно-технического прогресса.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - классические: лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, собеседование, коллоквиум, экзамен; - магистрант-центрированное обучение, основанное на рефлексивном подходе к обучению со стороны обучающегося; - логико-аналитические технологии: логические схемы, таблицы, доклады по темам курса; - коммуникативные технологии: сократовский диалог, групповая дискуссия, конференция, «малые группы»; - метод кейс-стади: анализ социально-культурных реальных и гипотетических ситуаций, поиск возможных и оптимальных решений; - компетентностно-ориентированное обучение: «контекстное обучение», «обучение на основе личностного опыта»; - проектно-организованные технологии: использование философского знания для комплексного решения жизненно-практических вопросов, сценарно-прогностические модели развития общества и личности; - поисково-исследовательская (самостоятельная научно-исследовательская деятельность магистрантов в процессе обучения).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг конспект лекций 0-100
семинарская работа
Коллоквиум и контрольная работа
2  рейтинг конспект лекций 0-100
семинарская работа
Коллоквиум и контрольная работа
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
устный опрос Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1
  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ
  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ
  • Наука в эпоху Нового времени
  • СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
  • НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
  • ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОИСКА И РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ
  • ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГУМАНИТРНОГО ЗНАНИЯ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК 1
  • ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ НАУКИ 1
  • АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Основная литература
  • Мареева Е.В. Мареев С.Н. Философия науки. Уч.пособие. М.,Инфро М 2015.-332с.
  • Хрустолев Ю.М. Истории философия науки. Уч-к Р/на Д.Феникс, 2014-477с.
  • Ғылым тарихы мен философиясы: магистранттарға арналған оқу құралы. / Д.Б. Тойматаев. - Қостанай: ҚР ІІМ Ш. Қабылбаев атындағы Қостанай. академиясы, 2016. – 209 б. http://kostacademy.kz/akademija/ooniirid/izdanija/2016/toymataev.pdf
  • Диалектика и культура. Мат-лы XVI. Международной конференции "Ильенковские чтения" М.,2014-588с. История и философия науки. 2-ое изд.-Под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е. -М.,Инфра 2012-414с.
  • Есім Ғ., Ғабитов Т., Бəйтенова Н., Алтай Ж. Ғылым тарихы мен философиясы. – Алматы, 2005. 380 б.
  • Тяпин, И. Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс]: учеб. пособие /. – М.: Логос, 2014.
  • Современные проблемы науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.Н. Ясницкий, Т.В. Данилевич.- 2-е изд. - М. : БИ-НОМ. 2012
  • Сайт журнала «Философия науки». – Режим доступа: httр://philosophy.nsc.ru/journals.htm
  • Философия познания: век XXI. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. – 312 с.
Дополнительная литература
  • Feminist Philosophy of Science: Standpoint Matters.Alison Wylie - 2012 - Proceedings and Addresses of the American Philosophy Association 86 (2):47-76.
  • A Critical Review for the Possibility of Science without ‘Eppue Si Muove’: From Thomas Kuhn’s Theory of Science to Psychology of Science.T. Erdem Yilmaz & Omer Faik Anli - 2019 - ViraVerita 9 (May, 2019):48-73.
  • Современная философия науки. Хрестоматия. / Сост. Печенкин А.А. – М., 1991.
  • Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1977
  • Фейерабенд, П. Структура научных революций / П. Фейерабенд. М., 1977
  • Стёпин В.С., Горохов В.А, Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 2004 - 400с.
  • Стёпин В.С., Горохов В.А, Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 2004 - 400с.