История и философия науки
Описание: Феномен науки рассматривается как специфическая проблема и предмет анализа. Дает представление о теории науки и техники и их развитие в условиях постиндустриального общества. Актуальность курса связана с ориентацией на процессы, происходящие в области научных исследований на основе интеграции философии науки и естественно- технических наук
Количество кредитов: 3
Пререквизиты:
- Философия
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 15 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 15 |
СРО | 45 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Развитие научного мышления на основе истории науки, формирование метода и понимания философских достижений науки и влияния философских концепций на развитие науки.
Задача
- Изучить основные проблемы развития научного знания с точки зрения их трансформации в истории культуры; - освоить способы и принципы методологического исследования, их потенциал для развития использования в современной науки и технологии; - изучить теоретические вопросы реализации классического и постмодернисткого подходов понимания познавательного процесса, его особенности и перспектив.
Результат обучения: знание и понимание
- Основные эпистомологические модели и сущность рациональных понятий; - основные научные концепции; - научные и ненаучные формы и методы науки; - современные формы социально-гуманитарного образования; - глубокие профессиональные и научно-технические знания, необходимые для исследовательской работы.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь решать проблемы, возникающие в ходе актуальных научных-исследований; - Уметь использовать современные научные методы исследования; - На основе методологии научного познания уметь понимать и анализировать реалии теории и практики науки и техники на современном этапе.
Результат обучения: формирование суждений
- Магистрант должен уметь: - самостоятельно выполнять научно-исследовательскую и научно-педагогическую работу; - формулировать основы глубоких научно-методологических знаний в области естественно-технических науки и своей специальности.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Магистрант должен уметь: - использовать научные и методические знания на конференциях, симпозиумах, круглых столах, дискуссиях; - оппонировать коллегам по тематике исследования, осуществлять консультативную деятельность.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Магистрант умеет применять знания в области научно-исследовательской, педагогической и воспитательной работы, писать научные статьи и рефераты по своей специальности; - умеет глубоко анализировать актуальные проблемы современного научно-технического прогресса.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - классические: лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, собеседование, коллоквиум, экзамен; - магистрант-центрированное обучение, основанное на рефлексивном подходе к обучению со стороны обучающегося; - логико-аналитические технологии: логические схемы, таблицы, доклады по темам курса; - коммуникативные технологии: сократовский диалог, групповая дискуссия, конференция, «малые группы»; - метод кейс-стади: анализ социально-культурных реальных и гипотетических ситуаций, поиск возможных и оптимальных решений; - компетентностно-ориентированное обучение: «контекстное обучение», «обучение на основе личностного опыта»; - проектно-организованные технологии: использование философского знания для комплексного решения жизненно-практических вопросов, сценарно-прогностические модели развития общества и личности; - поисково-исследовательская (самостоятельная научно-исследовательская деятельность магистрантов в процессе обучения).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | конспект лекций | 0-100 |
семинарская работа | ||
Коллоквиум и контрольная работа | ||
2 рейтинг | конспект лекций | 0-100 |
семинарская работа | ||
Коллоквиум и контрольная работа | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
устный опрос | Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. | Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. | Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. | Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
- НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ
- Наука в эпоху Нового времени
- СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
- ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
- НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
- ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ
- НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
- ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОИСКА И РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ
- ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГУМАНИТРНОГО ЗНАНИЯ
- ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК 1
- ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ НАУКИ 1
- АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Основная литература
- Мареева Е.В. Мареев С.Н. Философия науки. Уч.пособие. М.,Инфро М 2015.-332с.
- Хрустолев Ю.М. Истории философия науки. Уч-к Р/на Д.Феникс, 2014-477с.
- Ғылым тарихы мен философиясы: магистранттарға арналған оқу құралы. / Д.Б. Тойматаев. - Қостанай: ҚР ІІМ Ш. Қабылбаев атындағы Қостанай. академиясы, 2016. – 209 б. http://kostacademy.kz/akademija/ooniirid/izdanija/2016/toymataev.pdf
- Диалектика и культура. Мат-лы XVI. Международной конференции "Ильенковские чтения" М.,2014-588с. История и философия науки. 2-ое изд.-Под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е. -М.,Инфра 2012-414с.
- Есім Ғ., Ғабитов Т., Бəйтенова Н., Алтай Ж. Ғылым тарихы мен философиясы. – Алматы, 2005. 380 б.
- Тяпин, И. Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс]: учеб. пособие /. – М.: Логос, 2014.
- Современные проблемы науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.Н. Ясницкий, Т.В. Данилевич.- 2-е изд. - М. : БИ-НОМ. 2012
- Сайт журнала «Философия науки». – Режим доступа: httр://philosophy.nsc.ru/journals.htm
- Философия познания: век XXI. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. – 312 с.
Дополнительная литература
- Feminist Philosophy of Science: Standpoint Matters.Alison Wylie - 2012 - Proceedings and Addresses of the American Philosophy Association 86 (2):47-76.
- A Critical Review for the Possibility of Science without ‘Eppue Si Muove’: From Thomas Kuhn’s Theory of Science to Psychology of Science.T. Erdem Yilmaz & Omer Faik Anli - 2019 - ViraVerita 9 (May, 2019):48-73.
- Современная философия науки. Хрестоматия. / Сост. Печенкин А.А. – М., 1991.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1977
- Фейерабенд, П. Структура научных революций / П. Фейерабенд. М., 1977
- Стёпин В.С., Горохов В.А, Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 2004 - 400с.
- Стёпин В.С., Горохов В.А, Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 2004 - 400с.