Методы научных исследований
Описание: В курсе рассмотрены роль научных исследований в техническом прогрессе, основы методологии, организации и планирования научно-исследовательских работ, классификация научных исследований, особенности проведения промышленных исследований, описаны методы исследования основных металлургических процессов, освещены вопросы оформления результатов научно-исследовательских работ и их внедрения в производство.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Современные методы анализа
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 75 |
СРО | 30 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | экзамен устно |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- формирование у обучающихся навыков организации и планирования научной работы, приобретение обучающимися опыта проведения научного эксперимента и обработки результатов научно-практических исследований.
Задача
- - умение ставить, планировать и проводить научно-исследовательские работы теоретического и прикладного характера в объектах сферы профессиональной деятельности; - умение подготовки научно-технических отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследовательских разработок; - умение разрабатывать новые методы экспериментальных исследований; - умение фиксации и защиты объектов интеллектуальной собственности; - способность анализировать и обобщать результаты исследований.
Результат обучения: знание и понимание
- - Целей и задач научных исследований: - Общенаучных методов и их применения в научных исследованиях; - Методов сбора и обработки научных данных; - Роли технических наук и инженерных исследований в современной науке.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- – анализировать литературные данные, – формулировать цели и задачи исследований; – применять методы ранжирования, абстрагирования и формализации при анализе литературных и экспериментальных научных данных; – работать со средствами измерений и полученными экспериментальными данными; – выполнять SWOT-анализ научных данных и технологических решений; – оценивать риски и пути их предотвращения при планировании научных исследований; – работать с научными базами.
Результат обучения: формирование суждений
- - умеет принимать нестандартные решения; - владеет современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации при проведении самостоятельных научных исследований; - понимает принципы работы и умеет работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований; - имеет представление о наиболее актуальных направлениях исследований; - умеет анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой теме; - способен анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения; - умеет представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов.
Результат обучения: коммуникативные способности
- - уметь грамотно пояснять и оформлять результаты исследований; - уметь успешно развивать новые направления; - самостоятельно решать практические задачи; - глубоко усвоить теоретические основы современных методов исследования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - докторанты должны приобрести практические навыки в использовании различных методов исследования; - владеть основными навыками техники эксперимента.
Методы преподавания
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистрантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций: дискуссия, командная работа, индивидуальное обучение.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Индивидуальное задание 1. | 0-100 |
Индивидуальное задание 2. | ||
Тестовый контроль | ||
Устный опрос | ||
2 рейтинг | Индивидуальное задание 3 | 0-100 |
Индивидуальное задание 4 | ||
Тестовый контроль | ||
Коллоквиум | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Индивидуальные задания | представлено логичное содержание; отражена актуальность рассматриваемой темы, верно определены основные категории; в заключении сформулированы развернутые, самостоятельные выводы | представлено логичное содержание; раскрыта актуальность темы; имеются незначительные ошибки и недочеты по изученному материалу; в заключении сформулированы общие выводы | представлено логичное содержание; актуальность темы раскрыта не полностью; теоретический анализ дан описательно, студент не отразил собственной позиции по отношению к рассматриваемым материалам; не сформулированы выводы | не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; отказ студента от ответа |
Устные ответы по контрольным вопросам | демонстрация глубокого и полного знания и понимания всего объема изученного материала; полного понимания сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умение составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно поддерживать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно аргументировано делать анализ, обобщать выводы | знание всего изученного программного материала; полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагается в определенной логической последовательности, но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами | в ответе допущены существенные отклонения от темы; анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментный, неполный характер; факты не всегда отделяются от мнений, но студент понимает разницу между ними | не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Методологические основы научного познания
- Направление и этапы научного исследования
- Организация процесса проведения исследования
- Методология научно-исследовательских работ
- Теоретические исследования как часть научно-исследовательских работ
- Экспериментальные исследования
- Планирование эксперимента
- Обработка и анализ полученных данных
- Изобретательская деятельность
- Внедрение научно-технических достижений в практику
- Использование международных библиографических и реферативных баз данных
Основная литература
- Основы научных исследований : Учебно-метод. пособие / Е. С. Аскаров, Е. К. Балафанов, Б. А. Койшыбаев. - Алматы : ИНТ, 2005. - 197 с.
- Методология научного исследования [Текст] : учеб. пособие для ВУЗов / Г.И.Рузавин. - М. : ЮНИТИ, 1999. - 317 c.
- Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. - 453 с.
- Егоров В.В. Методология и методы научных исследований. – Алматы: Ғылым, 2005. – 352 с.
- Ю. Н. Колмогоров и др. Методы и средства научных исследований: учеб. пособие. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун‐та, 2017. – 152 с.
- Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186 с.
- Раскатов, Е. Ю. Основы научных исследований и моделирования металлургических машин : [учеб. пособие] / Е. Ю. Раскатов, В. А. Спиридонов ; [науч. ред. В. С. Паршин] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 468 с.
- Новиков В.К. Методология и методы научного исследования : курс лекций / Новиков В.К.. — Москва : Московская государственная академия водного транспорта, 2015. — 210 c.
- Организация, формы и методы научных исследований : учебник / А.Я. Черныш [и др.].. — Москва : Российская таможенная академия, 2012. — 320 c.
Дополнительная литература
- http://www.WebofKnowledge.com
- https://link.springer.com/
- https://www.scopus.com/freelookup/form/author.uri