Введение в финансы
Описание: Предметом курса является финансовая система страны, порядок распределения ВВП в интересах государства и общества. Курс включает разделы: финансы государства, финансы предприятий и финансы населения. В результате, студенты будут знать состав и структуру формируемых финансовых ресурсов и денежных фондов в различных звеньях финансовой системы, порядок и особенности их распределения и использования для удовлетворения частных и общественных потребностей.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Экономическая теория
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Комплексное предоставление совокупности знаний по теоретическим аспектам финансов, основам функционирования бюджетной и налоговой систем, этапов бюджетного процесса РК, а также изучение теоретических основ и закономерностей формирования, распределения и организации использования государственных фондов, предназначенных для реализации функций государства и частных фондов, предназначенных для удовлетворения потребностей.
Задача
- понимать: - сущность и экономическую природу отношений по формированию, распределению и организации использования денежных фондов, обеспечивающих реализацию функций государства и удовлетворения потребностей; - состав и общий порядок формирования финансовой системы государства; - роль финансовых отношений в экономической и финансовой политике государства и их реализацию через финансовый механизм; - состав, назначение и принципы бюджетной системы государства; - цели, стадии бюджетного процесса; - значение и методы государственного регулирования экономики - состав и порядок формирования денежных фондов хозяйствующих субъектов ; - цели и принципы финансовой системы; - систему управления финансами государства и финансовым устройством; - роль и назначение внебюджетных фондов в финансовой системе государства; - роль и назначение страхового фонда при реализации функций государства; - роль и значение фондов хозяйствующего субъекта. - основные концепции формирования финансовой системы государства - основные принципы формирования бюджетной системы знать: - концептуальные основы бюджетного процесса и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения на каждой стадии бюджетного процесса. - состав и структуру налоговой системы государства, обеспечивающей формирование государственного бюджета; - организацию работы и полномочия законодательных и исполнительных органов власти в сфере финансов и финансового контроля; - законодательные акты, регулирующие процессы формирования, распределения и организации их использования денежных фондов финансовой системы; - методы государственного регулирования экономики (государственный долг, государственного заимствование) - финансовые потоки хозяйствующих субъектов, обеспечивающие выпуск товаров, работ и услуг; - особенности формирования финансов бюджетных учреждений, государственных предприятий на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, механизм предоставления государственных и бюджетных кредитов; - основные показатели оценки финансовых потоков хозяйствующих субъектов, уметь: - ориентироваться в потоке финансовой информации, изменениях нормативно-правового характера. - владеть понятийным аппаратом, описывающим принципы организации, структуру и взаимосвязь элементов республиканского бюджета и местных финансов - оценить взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на финансы органов власти, методов и методик государственного регулирования бюджетного и налогового процессов; - анализировать информацию, формирующуюся в процессе функционирования государственных и местных финансов, обобщать данные и делать выводы; - классифицировать денежные фонды хозяйствующего субъекта (фонда активов и источников, их образования); - рассчитывать размер инвестиций в основные и оборотные средства, а также финансовых ресурсов, формируемых в результате отношений хозяйствующего субъекта; - оценивать эффективность использования денежных фондов
Результат обучения: знание и понимание
- - ориентироваться в потоке финансовой информации, изменениях нормативно-правового характера. - владеть понятийным аппаратом, описывающим принципы организации, структуру и взаимосвязь элементов республиканского бюджета и местных финансов - оценить взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на финансы органов власти, методов и методик государственного регулирования бюджетного и налогового процессов; - анализировать информацию, формирующуюся в процессе функционирования государственных и местных финансов, обобщать данные и делать выводы; - классифицировать денежные фонды хозяйствующего субъекта (фонда активов и источников, их образования); - рассчитывать размер инвестиций в основные и оборотные средства, а также финансовых ресурсов, формируемых в результате отношений хозяйствующего субъекта; - оценивать эффективность использования денежных фондов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - знать и понимать область и сущность категории финансов, то есть системы отношений по формированию, распределению и организации использования денежных фондов, обеспечивающих реализацию функций государства и удовлетворения потребностей общества. Обладать передовыми знаниями управления этим отношениями; - применять эти знания в профессиональной деятельности; - применять на практике нормы законодательства РК в области регулирования финансовых отношений; - уметь формулировать аргументы и решать проблемы, обеспечивающие эффективность финансовых отношений - уметь обобщать и интерпретировать информацию для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.
Результат обучения: формирование суждений
- уметь ориентироваться в системе отношений по формированию и распределению денежных фондов при реализации функций государства и производстве товаров, работ и услуг, и адаптироваться к динамично меняющимся условиям формирования финансовых ресурсов в условиях ограниченности и неопределенности - владеет навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска
Результат обучения: коммуникативные способности
- -соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения; - знать социально-этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах; - ориентироваться на эти ценности в своей профессиональной деятельности - способен работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; умеет находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива - гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре; адаптировать полученные знания в профессиональной деятельности; уметь находить эффективные финансовые решения при формировании и распределении ресурсов; стремиться к профессиональному и личностному росту.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | 0-100 | |
2 рейтинг | 0-100 | |
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ Финансы как стоимостная экономическая категория, необходимость финансов, их сущность, развитие учении о финансах
- ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ Содержание понятий «система финансов» и «финансовая система», их характеристика и классификация
- ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ Понятие финансовой политики, ее место в экономической и социальной политике государства
- ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Финансы хозяйствующих субъектов как ведущее звено финансовой системы, их роль в воспроизводственном процессе
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
- НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Сущность налогов как инструмента государственного регулирования и их понятие в условиях рыночных отношений
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Государственные внебюджетные фонды их роль и классификация вне-бюджетных фондов
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ Сущность и значение государственного кредита
- ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ Домашние хозяйства как субъекты экономической деятельности
- СТРАХОВАНИЕ Экономические и социальные основы страхования
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Понятие государственного финансового регулирования, его необходимость
- ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК Финансовый рынок его значение в развитии экономики
- ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Виды внешнеэкономической деятельности
- ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ Сущность инфляции и ее взаимосвязь с финансами
Основная литература
- 1.Бюджетный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.01.2024 г.)
- 2. Сапарова Б,С, Финансовый менеджмент. Учебник.-Алматы «Экономика», 2015
- 3.Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник для вузов. – Алматы: Издательство «Экономика», 2015
- 4. Құлпыбаев С.К., Ынтықбаева С. Ж., Мельников В. Д. Қаржы. Учебник для вузов. - Алматы: «Экономика», 2015.
- 5. Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.02.2024 г.)
- 6. 3. Melnikov V.D. Finance.-Almaty. Издатеоьство «LEM», 2016
Дополнительная литература
- Государственный бюджет: учебное пособие - Алматы: ТОО Издательство «Фортуна Полиграф». 2019 - 324 ст
- Казамбаева А.М. Мемлекеттік және жергілікті бюджетті бақылау: оқу құралы./ А.М. Казамбаева, — Алматы, Альманахъ, 2019-141 б
- Майкопова Г.С. Исиргепова Д.Б. Қаржы: Оқу құралы. – Қостанай: А. Байтұрсынов атындағы ҚМУ, 2019. – 85 б
- https://www.gov.kz/memleket/