Введение в финансы

Абдрахманова Жаннур Сериковна

Портфолио преподавателя

Описание: Предметом курса является финансовая система страны, порядок распределения ВВП в интересах государства и общества. Курс включает разделы: финансы государства, финансы предприятий и финансы населения. В результате, студенты будут знать состав и структуру формируемых финансовых ресурсов и денежных фондов в различных звеньях финансовой системы, порядок и особенности их распределения и использования для удовлетворения частных и общественных потребностей.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Экономическая теория

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Комплексное предоставление совокупности знаний по теоретическим аспектам финансов, основам функционирования бюджетной и налоговой систем, этапов бюджетного процесса РК, а также изучение теоретических основ и закономерностей формирования, распределения и организации использования государственных фондов, предназначенных для реализации функций государства и частных фондов, предназначенных для удовлетворения потребностей.
Задача
  • понимать: - сущность и экономическую природу отношений по формированию, распределению и организации использования денежных фондов, обеспечивающих реализацию функций государства и удовлетворения потребностей; - состав и общий порядок формирования финансовой системы государства; - роль финансовых отношений в экономической и финансовой политике государства и их реализацию через финансовый механизм; - состав, назначение и принципы бюджетной системы государства; - цели, стадии бюджетного процесса; - значение и методы государственного регулирования экономики - состав и порядок формирования денежных фондов хозяйствующих субъектов ; - цели и принципы финансовой системы; - систему управления финансами государства и финансовым устройством; - роль и назначение внебюджетных фондов в финансовой системе государства; - роль и назначение страхового фонда при реализации функций государства; - роль и значение фондов хозяйствующего субъекта. - основные концепции формирования финансовой системы государства - основные принципы формирования бюджетной системы знать: - концептуальные основы бюджетного процесса и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения на каждой стадии бюджетного процесса. - состав и структуру налоговой системы государства, обеспечивающей формирование государственного бюджета; - организацию работы и полномочия законодательных и исполнительных органов власти в сфере финансов и финансового контроля; - законодательные акты, регулирующие процессы формирования, распределения и организации их использования денежных фондов финансовой системы; - методы государственного регулирования экономики (государственный долг, государственного заимствование) - финансовые потоки хозяйствующих субъектов, обеспечивающие выпуск товаров, работ и услуг; - особенности формирования финансов бюджетных учреждений, государственных предприятий на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, механизм предоставления государственных и бюджетных кредитов; - основные показатели оценки финансовых потоков хозяйствующих субъектов, уметь: - ориентироваться в потоке финансовой информации, изменениях нормативно-правового характера. - владеть понятийным аппаратом, описывающим принципы организации, структуру и взаимосвязь элементов республиканского бюджета и местных финансов - оценить взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на финансы органов власти, методов и методик государственного регулирования бюджетного и налогового процессов; - анализировать информацию, формирующуюся в процессе функционирования государственных и местных финансов, обобщать данные и делать выводы; - классифицировать денежные фонды хозяйствующего субъекта (фонда активов и источников, их образования); - рассчитывать размер инвестиций в основные и оборотные средства, а также финансовых ресурсов, формируемых в результате отношений хозяйствующего субъекта; - оценивать эффективность использования денежных фондов
Результат обучения: знание и понимание
  • - ориентироваться в потоке финансовой информации, изменениях нормативно-правового характера. - владеть понятийным аппаратом, описывающим принципы организации, структуру и взаимосвязь элементов республиканского бюджета и местных финансов - оценить взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на финансы органов власти, методов и методик государственного регулирования бюджетного и налогового процессов; - анализировать информацию, формирующуюся в процессе функционирования государственных и местных финансов, обобщать данные и делать выводы; - классифицировать денежные фонды хозяйствующего субъекта (фонда активов и источников, их образования); - рассчитывать размер инвестиций в основные и оборотные средства, а также финансовых ресурсов, формируемых в результате отношений хозяйствующего субъекта; - оценивать эффективность использования денежных фондов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - знать и понимать область и сущность категории финансов, то есть системы отношений по формированию, распределению и организации использования денежных фондов, обеспечивающих реализацию функций государства и удовлетворения потребностей общества. Обладать передовыми знаниями управления этим отношениями; - применять эти знания в профессиональной деятельности; - применять на практике нормы законодательства РК в области регулирования финансовых отношений; - уметь формулировать аргументы и решать проблемы, обеспечивающие эффективность финансовых отношений - уметь обобщать и интерпретировать информацию для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.
Результат обучения: формирование суждений
  • уметь ориентироваться в системе отношений по формированию и распределению денежных фондов при реализации функций государства и производстве товаров, работ и услуг, и адаптироваться к динамично меняющимся условиям формирования финансовых ресурсов в условиях ограниченности и неопределенности - владеет навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска
Результат обучения: коммуникативные способности
  • -соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения; - знать социально-этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах; - ориентироваться на эти ценности в своей профессиональной деятельности - способен работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; умеет находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива - гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре; адаптировать полученные знания в профессиональной деятельности; уметь находить эффективные финансовые решения при формировании и распределении ресурсов; стремиться к профессиональному и личностному росту.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг 0-100
2  рейтинг 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ Финансы как стоимостная экономическая категория, необходимость финансов, их сущность, развитие учении о финансах
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ Содержание понятий «система финансов» и «финансовая система», их характеристика и классификация
  • ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ Понятие финансовой политики, ее место в экономической и социальной политике государства
  • ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Финансы хозяйствующих субъектов как ведущее звено финансовой системы, их роль в воспроизводственном процессе
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
  • НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Сущность налогов как инструмента государственного регулирования и их понятие в условиях рыночных отношений
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Экономическая сущность и роль государственного бюджета
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Государственные внебюджетные фонды их роль и классификация вне-бюджетных фондов
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ Сущность и значение государственного кредита
  • ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ Домашние хозяйства как субъекты экономической деятельности
  • СТРАХОВАНИЕ Экономические и социальные основы страхования
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Понятие государственного финансового регулирования, его необходимость
  • ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК Финансовый рынок его значение в развитии экономики
  • ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Виды внешнеэкономической деятельности
  • ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ Сущность инфляции и ее взаимосвязь с финансами
Основная литература
  • 1.Бюджетный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.01.2024 г.)
  • 2. Сапарова Б,С, Финансовый менеджмент. Учебник.-Алматы «Экономика», 2015
  • 3.Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник для вузов. – Алматы: Издательство «Экономика», 2015
  • 4. Құлпыбаев С.К., Ынтықбаева С. Ж., Мельников В. Д. Қаржы. Учебник для вузов. - Алматы: «Экономика», 2015.
  • 5. Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.02.2024 г.)
  • 6. 3. Melnikov V.D. Finance.-Almaty. Издатеоьство «LEM», 2016
Дополнительная литература
  • Государственный бюджет: учебное пособие - Алматы: ТОО Издательство «Фортуна Полиграф». 2019 - 324 ст
  • Казамбаева А.М. Мемлекеттік және жергілікті бюджетті бақылау: оқу құралы./ А.М. Казамбаева, — Алматы, Альманахъ, 2019-141 б
  • Майкопова Г.С. Исиргепова Д.Б. Қаржы: Оқу құралы. – Қостанай: А. Байтұрсынов атындағы ҚМУ, 2019. – 85 б
  • https://www.gov.kz/memleket/