Математика в экономике
Beschreibung: Изучаются разделы: элементы линейной и векторной алгебры; элементы аналитической геометрии; введение в математический анализ; дифференциальное исчисление функций одной и многих переменных. Знания этих разделов позволяют освоить модели и методы решения практических задач в экономике, в планировании и прогнозировании.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Математика. Школьный курс
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | Письменный экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- Цель курса состоит в том, что бы обеспечить фундаментальное математическое образование. Необходимость и значимость такого образования заключается в следующем: математическое образование необходимо для решения экономических задач математическими методами и является основой для непрерывного образования в течение всей жизни.
Задача
- Студенты, изучившие курс математики в экономике должны: -знать употребляемые термины и ведущие понятия, методы и процедуры; -владеть математическим языком и математической символикой, иметь представле-ние о математическом моделировании; -понимать схемы, графики, преобразовывать словесный материал в математические выражения; -уметь строить математические модели реальных явлений и процессов, иметь представление о прикладных аспектах математики; -оценивать логику построения решения задач и значимости результата, владеть культурой мышления, приобщиться к опыту творческой деятельности.
Результат обучения: знание и понимание
- Овладеть базовыми знаниями в области математики, способствующих формированию личности экономиста с широким кругозором и культурой мышления
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Вести аналитические расчеты экономических моделей математическими методами на основе типовых методик
Результат обучения: формирование суждений
- Анализировать эффективность предпринимательской деятельности, определять предпринимательский риск, осуществлять оценку эффективности управленческих решений, применяя математические методы
Результат обучения: коммуникативные способности
- При решении экономических задач математическими методами эффективно использовать работу индивидуально и в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; уметь находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Использовать математические методы в научно-исследовательской деятельности экономиста, что означает овладения навыками пополнения и обновления базовых знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - информационно – коммуникационная технология; - технология развития критического мышления; - проектная технология; - технология интегрированного обучения; - технологии уровневой дифференциации; - групповые технологии; - традиционные технологии(лекционное, практическое занятия).
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Математический диктант | 0-100 |
Самостоятельная работа по защите ИДЗ 1 | ||
Самостоятельная работа по защите ИДЗ 2 | ||
Самостоятельная работа по защите ИДЗ 3 | ||
Коллоквиум | ||
Контрольная работа | ||
2 Bewertung | Коллоквиум | 0-100 |
Самостоятельная работа по защите ИДЗ 5 | ||
Самостоятельная работа | ||
Самостоятельная работа по защите ИДЗ 6 | ||
Самостоятельная работа по защите ИДЗ 10 | ||
Контрольная работа | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Собеседование по контрольным вопросам (коллоквиум) | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
ИДЗ (индивидуальное домашнее задние) или письменная работа/экзамена | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1 Матрицы и действия над ними. Определители и их свойства.
- Тема 2 Система линейных алгебраических уравнений и неравенств.
- Тема 3 Элементы векторной алгебры . базисы в R2 , R3. Координаты вектора, линейные операции над векторами.
- Тема 4 Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов.
- Тема 5 Прямая на плоскости. Различные виды уравнений прямой, угол между двумя прямыми. Плоскость. Тема 6 Числовые последовательности. Предел числовой последовательности. Число «е». Тема 7 Числовые функции. Область определения. Предел функции и непрерывность числовой функции. Тема 8 Производная и дифференциал функции. Геометрический и механический смысл производной. Тема 9 Приложения производной при решении экономических задач. Исследование функции. Тема 10 Интегральное исчисление. Первообразная и неопределенный интеграл. Основные методы вычислений. Тема 11 Определенный интеграл. Основные методы интегрирования. Тема 12 Приложение определенных интегралов к задачам экономики.
- Тема 6 Кривые второго порядка
- Тема 7 Числовые последовательности. Предел числовой последовательности. Число «е».
- Тема 8 Числовые функции. Область определения. Предел функции и непрерывность числовой функции.
- Тема 9 Производная и дифференциал функции. Геометрический и механический смысл производной.
- Тема 10 Приложения производной при решении экономических задач.
- Тема 11 Исследование и построение функции.
- Тема 12 Первообразная и неопределенный интеграл.
- Тема 13 неопределенный интеграл. Основные методы вычислений.
- Тема 14 Определенный интеграл. Основные методы интегрирования.
- Тема 15 Приложение определенных интегралов к задачам экономики.
Основная литература
- 1. Н.Ш.Кремер, Высшая математика для экономистов - М. : ЮНИТИ, 2009. - 471 c , 2. В.И.Малыхин. Высшая математика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. М.: «ИНФРА-М», 2006г. 3. Хисамиев Н.Г., Тыныбекова, С. Д., Конырханова А.А., Математика. Учебное пособие. 1 часть–Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. 4 Хисамиев Н.Г., Тыныбекова, С. Д., Конырханова А.А., Математика. Учебное пособие, 2 часть–Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. - 237 с., 5. Гусятников П.Б., Резниченко С.В.Векторная алгебра в примерах и задачах. М.: Высш. школа, 2008г.,6. Тыныбекова С. Д., Рахметулина Ж.Т., Конырханова А.А. «Теория вероятностей и математическая статистика в вопросах и задачах» Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2012. - 121 c.