Архитектура и организация компьютерных систем

Вайс Юрий Андреевич

Портфолио преподавателя

Описание: В дисциплине рассматриваются принципы работы компьютерных систем. Обучающиеся получают знания о классификации и критериях оценки технических характеристик компьютерных систем, совершенствовании функциональных характеристик компьютеров и систем на их основе. Рассматриваются основные принципы организации компьютерных сетей. Дисциплина позволяет приобрести знания по архитектурным особенностям многопроцессорных и многомашинных компьютерных систем.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Программирование на языке С++

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Цель преподавания дисциплины «Архитектура и организация компьютерных систем» согласуется с целями образовательной программы в части формирования и закрепления общекультурных и профессиональных компетенций в области построения, организации и методах исследования вычислительных систем и сетей различного назначения для обеспечения проектно-конструкторской и проектно-технологической деятельности.
Задача
  • Освоить базовые принципы организации и функционирования компьютерных систем различного назначения.
  • Приобрести знания для построения, настройки и администрирования компьютерных систем.
  • Освоить профессиональный подхода в области эксплуатации аппаратных средств компьютерных систем.
Результат обучения: знание и понимание
  • Назвать основные принципы построения современных цифровых устройств и систем.
  • Выделить архитектуры современных процессоров компьютеров и вычислительных систем.
  • Сформулировать принципы функционирования основных подсистем компьютеров: памяти, ввода/вывода, чипсета.
  • Объяснить тенденции совершенствования, проектирования и расширения сферы применения компьютерной техники, вычислительных систем, комплексов и сетей. Интерпретировать технические требования с учётом функций, выполняемых компьютерными системами; обосновывать рациональную архитектуру компьютерных систем.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять инструментальные средства для оценки производительности компьютерных систем и для конфигурирования систем индивидуального пользования для решения профессиональных задач.
  • Решать задачи по размещению компьютерного оборудования, оснащению автоматизированных рабочих мест пользователей вычислительных систем и сетей, а также по оценке производственных и непроизводственных затрат функционирования вычислительных систем и сетей.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формировать суждения в сфере инновационного менеджмента и стратегического планирования.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Планировать работу в группе по обслужи-ванию и администрированию корпоратив-ной компьютерной сети, телекоммуникационной системы.
  • Развить коммуникационные способности по организации процесса обучения навыкам сетевых пользователей сотрудников предприятия и организации.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Практически применять основные процедуры логического проектирования элементов и узлов дискретных устройств.
  • Интерпретировать функциональные и технические характеристики основных узлов и конструктивных компонентов компьютеров и систем на их основе.
  • Анализировать содержание информационных материалов по вопросам практического применения вычислительных систем.
Методы преподавания

Информационно-коммуникационные технологии: 1) конструирование занятия с использованием активных и интерактивных методов: – формулировка цели; – составление алгоритмов действий, необходимых для достижения цели; – методическое обеспечение занятия; – анализ итогов путём сравнения поставленной цели с достигнутыми результатами; 2) интерактивное обучение в ходе фронтальной работы: активное воспроизведение ранее полученных теоретических знаний в новых условиях; применение обратной связи; 3) проблемное обучение; 4) инновационные методы обучения: имитационные (игровые и тре-нинги); неимитационные (дискуссии, поисковые практические работы, самостоятельная работа).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг СР1. Теоретико-практическая работа: «Конфигурация персонального компьютера». СР2. Теоретический материал «Многоуровневая компьютерная организация». 0-100
ПК1.Тест из 10 вопросов (материал лекции 1, самостоятельные работы 1, 2).
Практическая работа № 0 «Логическое проектирование сигнальной цифровой системы»
Практическая работа № 1 «Исследование технического состояния и основных характеристик центрального процессора и состава системной платы персонального компьютера»
ПК2. Тест из 10 вопросов (практическая работа 1).
Практическая работа № 5 «Конвейерная обработка в ЭВМ» (теория).
ПК3. Тест из 10 вопросов (материал лекций 3, 4, 5; практическая работа 5).
Практическая работа № 2 «Исследование системы компьютерной памяти».
СР3. Теоретический материал «Электронная память». СР5. Файловая система оптических носителей информации. СР6. Некоторые характеристики НЖМД и файловых систем.
РК1. Тест из 20 вопросов по теоретическому и практическому материалу первого аттестационного периода (лекции 1-7, ПР1,2, СР 1,2,3,5,6).
2  рейтинг СР4. Внешняя дисковая память. 0-100
ПК4. Тест из 5 вопросов (материал СР4).
Практическая работа № 3 «Исследование системы ввода/вывода компьютера»
ПК5. Тест из 5 вопросов (материал практической работы 3).
Практическая работа № 6 «Организация вычислительного процесса в многопроцессорной системе»
ПК6. Тест из 5 вопросов (материал лекций 8,9,10, практической работы 6).
СР7. Алгоритмы шифрования и хеширования.
Практическая работа № 7 «Информационная безопасность в сетях»
РК2. Тест из 20 вопросов по теоретическому и практическому материалу второго аттестационного периода (лекции 8-15, ПР 3,6,7, СР7)
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Архитектура, эволюция и классификация вычислительных устройств и систем
  • Характеристики компьютеров различных классов: большие компьютеры; малые компьютеры; микрокомпьютеры; суперкомпьютеры
  • Информационно-логические основы построения вычислительных систем
  • Развитие архитектуры и параллелизм вычислений
  • Оценка производительности процессоров и ЭВМ тактовой частотой
  • Организация памяти компьютера
  • Повышение эффективности основной памяти
  • Архитектура вычислительных систем
  • SMP-архитектура
  • Параллельная архитектура с векторными процессорами (PVP)
  • Основные семейства микропроцессоров
  • Введение в архитектуру компьютерных сетей
  • Беспроводная передача данных
  • Безопасность в сетях
  • Защита соединений
Основная литература
  • 1 Таненбаум Э., Уэзеролл Д. Компьютерные сети. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 960 с.: ил.
  • 2 Таненбаум Э. Архитектура компьютера. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 698 с.
  • 3 Олифер В.Г., Олифер Н.А. Основы сетей передачи данных. – 2-издание, исправленное. – М.: Национальный открытый университет «ИНТУИТ», 2016. – 220 с.
  • 4 Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. – 2-е изд. / В. Л. Бройдо. – СПб.: Питер, 2004. – 703 с.: ил.
  • 5 Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 512 С.: ил.
Дополнительная литература
  • 6 Богданов А.В., Корхов В.В., Мареев В.В., Станкова Е.Н. Архитектуры и топологии многопроцессорных вычислительных систем. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2004. www.intuit.ru.
  • 7 Цилькер Б. Я., Орлов С.А. Организация ЭВМ и систем: Учебник для вузов. – СПб.: «Питер Принт», 2004. – 668 с.
  • 8 Гук М. Аппаратные средства IBM PC: Энциклопедия. 3-е изд. – СПб.: Издательство «Питер», 2006.
  • 9 Сенкевич А. В. Архитектура ЭВМ и вычислительные системы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. В. Сенкевич. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
  • 10 Белугина С. В. Архитектура компьютерных систем. – СПб.: Лань, 2020. – 160 с.