Операционные системы, среды и оболочки

Вайс Юрий Андреевич

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина рассматривает архитектуру и принципы функционирования многозадачных ОС (Windows, Linux, Android Automotive), набор основных команд и интерфейсов, сред и оболочек. Обеспечивает знания и умения, достаточные для установки, конфигурирования и сопровождения операционных систем, управления ресурсами персонального компьютера и учетными записями пользователей, обеспечения безопасности ресурсов.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Программирование на языке С++

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Подготовка специалистов, обладающих знаниями об архитектуре современных операционных систем и способных применять свои знания для установки и сопровождения программных и технических средств, а также для работы с операционными системами на системном уровне.
Задача
  • ознакомление с архитектурой и принципами функционирования многозадачных и работающих в сети операционных систем, на примере операционных систем Windows 7/8, Linux;
  • изучение структуры современных операционных систем и принципов функционирования основных подсистем;
  • приобретение навыков по администрированию и конфигурированию ОС, используя средства графического интерфейса и командных оболочек.
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать знания по архитектуре, основным командам и интерфейсам операционных систем Windows 7/8, Linux;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • инсталлировать операционные системы Windows и Linux, осуществлять настройку и отладку их компонентов;
  • использовать по назначению служебные программы и утилиты, обеспечивающие безопасное функционирование системного и прикладного обеспечения;
  • организовать диалог с ЭВМ на базе командных языков программных оболочек;
Результат обучения: формирование суждений
  • формировать суждения по вопросам построения и структуре операционных систем;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • работать в команде, отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения по администрированию и сопровождению ОС;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания на практике.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа 1 0-100
Лабораторная работа 2
Лабораторная работа 3
Лабораторная работа 4
Лабораторная работа 5
СРО 1
СРО 2
СРО 3
Рубежное тестирование 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа 6 0-100
Лабораторная работа 7
Лабораторная работа 8
Лабораторная работа 9
Лабораторная работа 10
СРО 4
СРО 5
СРО 6
Рубежное тестирование 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует сиcтемные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на лабораторных занятиях выполняет лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; без ошибок приводит решение всех заданий. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ примерами; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом; выполняет в полном объеме индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. выполняет требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета; в выполненных заданиях присутствуют незначительные ошибки. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без использования связей с ранее изученным; допущены незначительные ошибки и недочеты, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает незначительные ошибки выполняет работу не полностью, но не менее 50% объема лабораторной работы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает ошибки. выполняет работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов; не может выполнить индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Понятие операционной системы (ОС). Назначение операционной системы. Функции операционной системы. Классификация операционных систем. Характеристики различных ОС.
  • Структура и принципы построения операционных систем. Монолитное ядро, микроядерный подход, гибридное ядро. Модульная структура построения ОС.
  • Подсистема управления процессами. Понятие «процесс» и «поток». Создание процессов и потоков. Состояние процесса. Планирование и диспетчеризация процессов. Алгоритмы, основанные на квантовании и приоритетах. Вытесняющие и невытесняющие алгоритмы планирования.
  • Управление памятью. Функции ОС по управлению памятью. Логическая и физическая организация памяти. Свопинг и виртуальная память. Сегментный, страничный, сегментно-страничный способ организации памяти. Принцип кэширования данных.
  • Управление вводом-выводом. Задачи ОС по управлению вводом-выводом. Функции базовой подсистемы ввода-вывода. Драйверы устройств.
  • Подсистема управление файлами. Имена файлов. Логическая организация файла. Физическая организация файла. Файловые системы (FAT, NTFS). Типы файлов. Структура файлов. Доступ к файлам. Атрибуты файлов. Каталоги. Права доступа к файлам и каталогам.
  • Архитектура Windows. Исполнительная система Windows. Ядро Windows. Структура реестра. Использование редактора реестра.
  • Архитектура операционной системы Linux. Основные дистрибутивы. Основные функции и компоненты ядра ОС Linux. Встроенные и внешние команды. Аргументы команд, перенаправление ввода-вывода.
  • Запуск и останов системы. Перезагрузка. Начальная загрузка. Этапы начальной загрузки. Способы перезагрузки и останова системы.
  • Файловая система Linux. Понятие файловой системы. Имена файлов и каталогов. Монтирование и демонтирование файловой системы. Организация файловой системы. Типы файлов. Атрибуты файлов.
  • Понятие точек монтирования и их использование. Создание разделов на жестких дисках (HDD, SDD). Система управления томами LVM. Создание файловых систем (форматирование) и монтирование логических томов.
  • Процессы в Linux. Жизненный цикл процесса. Сигналы. Состояние процесса. Контроль процессов командами PS, TOP. Команды управления процессами и службами.
  • Учетные записи в ОС Linux. Идентификаторы пользователей. Права доступа. Файлы /etc/passwd, /etc/shadow и /etc/group. Задание пароля. Удаление пользователей. Отключение учетной записи.
  • Настройка аппаратного и программного обеспечения в ОС Linux. Подключение и настройка аппаратных устройств. Установка и обновление программных пакетов. Запуск и настройка X Window.
Основная литература
  • Таненбаум Э. Современные операционные системы. 4-ое изд. – СПб.:Питер, 2015. - 1120с.
  • М. Руссинович, Д. Соломон, А. Ионеску «Внутреннее устройство Microsoft Windows.» 6-е изд. Основные подсистемы ОС.— СПб.:Питер, 2014.- 672 с.: ил. - (Серия «Мастер-класс»).
  • Востокин С.В. Операционные системы: учеб./ С.В. Востокин. –2-е изд., испр. и доп. –Самара: Изд-во Самарского университета, 2018
  • Максвелл С. Ядро Linux в комментариях./Пер.с англ. – К.: Диасофт, 2016.
  • intuit.ru/departamrnt/os/linux (Учебный курс по операционной системе Linux).
Дополнительная литература
  • Е. Котельников «Введение во внутреннее устройство Windows» [Электронный ресурс] - Открытые курсы Интернет-университета информационных технологий (ИНТУИТ). - Режим доступа http://www.intuit.ru/studies/courses/ 1164/260/info
  • Пол Мак-Федрис. Windows 7. Полное руководство, Изд. Вильямс, 2011. – 800 с.
  • Кенин, А. М. Самоучитель системного администратора / А. М. Кенин, Д. Н. Колисниченко. — 5-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2019. — 608 с.: ил. — (Системный администратор) ISBN 978-5-9775-4028-5
  • Колисниченко Д. Н. Самоучитель Microsoft Windows 10. — СПб.: БХВ-Петербург, 2016. — 352 с.: ил. — (Самоучитель)