Geoinformation systems in ecology

Aubakirova Alida Kambarovna

The instructor profile

Description: It provides an idea of the design of geographic information systems (GIS) for solving the tasks of managing the sustainable development of a territory, designing, building and operating natural objects. Studies the possibilities and features of spatial representation of quantitative and qualitative data on the state of environmental components, landscapes in general, as well as natural and man-made emergencies using special software (GIS technologies).

Amount of credits: 8

Пререквизиты:

  • Introduction to engineering

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 30
Practical works 60
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 120
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: University component

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • Дать студентам представление о проектировании геоинформационных систем (ГИС) для решения задач управления устойчивым развитием территорий
Objective
  • - понимать идеологию ГИС и их место среди других изучаемых дисциплин; - обладать теоретическими знаниями о структуре ГИС и их компонентах, об основных принципах функционирования ГИС, об аналитических возможностях современных ГИС; - ориентироваться в терминологии ГИС, способах получения, хранения, редактирования различных видов данных, в разнообразии средств и инструментов геообработки, способов анализа данных и представления результатов; - приобрести навыки работы с различными ГИС.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • Обладать теоретическими знаниями о структуре ГИС и их компонентах, об основных принципах функционирования ГИС, об аналитических возможностях современных ГИС
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • Обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии при оценке и анализе состояния окружающей среды
Learning outcome: formation of judgments
  • Понимать идеологию ГИС и их место среди других изучаемых дисциплин
Learning outcome: communicative abilities
  • Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность и участвовать в разработке и реализации методов и программ в области защиты окружающей среды
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • Навыки работы с различными ГИС, навыки по разработке комплексных схем окружающей среды применительно к территориям, где планируется размещение и развитие производительных сил или ведется интенсивная управленческая, хозяйственная, инвестиционная или иная деятельность, негативно влияющая на окружающую среду.
Teaching methods

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Topics of lectures
  • Основные понятия общей геоинформатики
  • Классификация ГИС
  • Пространственные элементы
  • Карта - модель представления реальности
  • Базы данных и СУБД
  • Графическое представление объектов и их атрибутов
  • Подсистема ввода
  • Нетрадиционный картографический вывод
  • Геоанализ и моделирование
  • Функции работы с базами данных
  • Геокодирование, сетевой анализ
  • Создание моделей поверхностей и анализ растровых данных
Key reading
  • 1. Введение в геоинформационные системы: Учебное пособие / Блиновская Я.Ю., Задоя Д.С., - 2-е изд. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 112 с. 2.Тикунов В.Н. Геоинформатика. В 2 книгах. Книга 1,2. – М.: Академия, 2010. – 416с. 3 Заварзин А.В., Капралов Е.Г., Тикунов В.С.Сборник задач и упражнений по геоинформатике. - М.: Академия, 2011. – 512 с. 4 Курбатова А. С., Баранникова Ю. А., Комедчиков Н. Н. Экологическое картографирование в градостроительном проектировании. - М.:Маджента, НИиПИЭГ, 2006. – 192 с 5 Щербаков В.М. Экспертно-оценочное ГИС-картографирование. – М.: Проспект Науки, 2011. – 192 с.