Экономикалық талдау теориясы мен практикасы
Сипаттама: Бұл пән мыналарды қамтиды: экономикалық талдау түрлері, олардың мазмұны; функционалдық-құндық талдау негіздері; кәсіпорынның маркетингтік және операциялық қызметін талдау; кәсіпорын өндірісінің техникалық және ұйымдастырушылық деңгейін талдау; кәсіпорынның негізгі капиталының болуы мен пайдаланылуын талдау; кәсіпорынның қаржылық қызметін талдау; кәсіпорынның инвестициялық қызметін талдау; кәсіпорынның инновациялық қызметін талдау; кешенді (рейтингтік) бағалау кәсіпорынның қызметі.
Кредиттер саны: 5
Пререквизиты:
- Экономикалық теория
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 15 |
Практикалық жұмыстар | 30 |
Зертханалық жұмыстар | |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 75 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: ЖОО компоненті
Цикл: Кәсіптік пәндер
Мақсат
- 1. Освоение функции менеджмента по анализу производственно-финансовой деятельности предприятия для обоснования принятия управленческих решений в формировании экономической тактики и стратегии предприятия.
Міндет
- Формирование логики экономического мышления и анализа, систематизации и взаимосвязи экономической информации; - изучение техники аналитических расчетов; - использование результатов экономического анализа для обоснования принятия управленческих решений; - использование актуальных методологических и практических разработок в области экономического анализа.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- . Демонстрировать знания в области методологии, метода и методики экономического анализа деятельности предприятий; причинно-следственных связей, возникающих как результат деятельности организации, а также их количественной оценки.
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- Уметь детализировать, систематизировать и моделировать экономические явления и процессы; понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость; использовать информационную базу для анализа; обосновывать и принимать управленческие решения по повышению эффективности деятельности предприятия.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- 1. Уметь критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений, интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения аналитических задач. Уметь креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- 1. Уметь реализовывать навыки ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной форме. Уметь работать в команде в процессе обоснования и принятия управленческих решений.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- 1. Получить навыки выбора и применения методов и приемов экономического анализа в соответствии с поставленными целями; сбора и подготовки к анализу исходных информационных данных; проведение расчетов факторного анализа результирующих показателей; обобщения и оценки результатов деятельности предприятия; выявления и прогнозирования существующих и потенциальных проблем; разработки конкретных мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности использования производственного потенциала и финансовых ресурсов предприятия.
Оқыту әдістері
При проведении учебных занятий предусматривается проведение следукющих образовательных технологий: - технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; - коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм, слайд-презентации лекций); - метод кейсов (анализ ситуации); -информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии (профессиональные пакеты программных средств Windows); - поисково-исследовательская (в рамках СРО). Магистранты в рамках СРОП выполняют кейс на тему «Анализ выполнения плана операционной деятельности предприятия». Защита кейса предполагает командную работу.
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | Выполнение индивидуального задания на определение относительных и абсолютных показателей | 0-100 |
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Подготовка презентации | ||
2 рейтинг | Решение задач, разбор практических ситуаций | 0-100 |
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 5 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Предмет и задачи курса
- Организация и информационное обеспечение экономического анализа
- Основные приемы экономического анализа
- Анализ маркетинговой деятельности предприятия
- Анализ операционной деятельности предприятия
- Анализ технического и организационного уровня производства предприятия
- Анализ наличия и использования основного капитала предприятия
- Анализ финансовой деятельности предприятия
- Анализ инвестиционной деятельности предприятия
- Анализ инновационной деятельности предприятия
- Комплексная (рейтинговая) оценка деятельности предприятия
Негізгі әдебиет
- 1 Александров О.А. Экономический анализ : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономического профиля - 3-е изд., перераб. и доп.- Москва : ИНФРА-М , 2016 - 178 с. [Электронный ресурс] Электронно-библиотечная система Znanium.com. Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=539064 2 Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании. - М.: Финансы и статистика , Инфра-М, 2017 3 Пласкова Н.С. Экономический анализ.: Учебник/ Пласкова Н.С.- 3-е изд., перераб. и доп.- М., ЭКСМО, 2010. 4 Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для бакалавров.- М.: Дашков и К, 2018. 5 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Г.В.Савицкая . – 13-е издание. – МН.: Новое знание, 2011. 6 Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – Алматы: LEM, 2011. 7 Турманидзе Т.У. Финансовый анализ: учебник.- 2-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 8 Дүйсенбаев К.Ш., Төлегенов Э.Т., Жұмағұлова Ж.Г. Кәсіпорынның қаржылық жағдайын талдау. – Алматы: Экономика, 2010 ж. 9 Rogers H. Diffusion of innovations – New York The Free Press Hall, 2012
Қосымша әдебиеттер
- 1 Казакова Н.А. Управленческий анализ: комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности: учебник для студентов вузов 2-е изд., доп. и перераб. – М. : ИНФРА-М, 2015. 2 Журнал «Экономический анализ: теория и практика».