Проведение и крепление горных выработок

Акылбаева Асель Темирбаевна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Цель дисциплины формирование у студентов знаний о способах проведения и крепления горных выработок в различных горно-геологических условиях. Дисциплина охватывает методы проведения подземных горных выработок, виды крепей, а также принципы их выбора и расчета. Студент приобретает навыки по проектированию, технологии проведения и выбору креплений горных выработок с учетом условий эксплуатации и безопасности.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Основы горного производства

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Обсуждение лекции

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Цель - дать студентам теоретические основы предмета, представление о горном давлении, о распределении напряжений в массиве, ознакомить с принципами проектирования и изготовления горной крепи, научить рассчитывать параметры систем проведения горных выработок в сложных горно-геологических и особых условиях
Задача
  • Задачи изучения дисциплины - приобретение навыков решения задач по проведению и креплению горных выработок с учетом совокупности природных, технических, технологических, организационно–экономических факторов, проявляющих себя различным образом.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обучающиеся должны знать: - цели и задачи методологических принципов и подходов к определению горного давления на крепь в различных типах выработок
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - чтения условных обозначений на горных чертежах
Результат обучения: формирование суждений
  • сбор, анализ и обобщение методологических принципов и подходов к решению технологических задач; – приобрести знания об основных процессах при проведении горных выработок, средствах механизации, условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Развить коммуникативные способности, необходимые для работы в команде
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки, полученные при изучении дисциплины, помогут молодым специалистам при защите курсового и дипломного проекта (работы), выработать умения выполнять технологические расчеты, составлять проекты выполнения процессов строительст
Lehrmethoden

Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления. Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Собеседование по контрольным вопросам емонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
Работа на практических занятиях выполнил практическое задание в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новых задачах В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы. В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель. Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении. Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия.
Ответ на задания рубежного контроляИтоговый контроль Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов или вопросов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты или вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах. Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий или вопросов низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Общие сведения. Основные понятия о горных выработках и используемая горная терминалогия. Главные определения. Форма и размеры поперечных сечений горных выработок.
  • Основы механики горных пород. Общие сведения. Горнотехнические понятия и определения.
  • Горное давление и формы его проявления при проведении горизонтальных выработок.
  • Особенности горного давления на больших глубинах. Условия устойчивости пород в горных выработках.
  • Проведение горизонтальных выработок по однородным крепким породам с помощью комбайнов и 1проходческих комплексов.
  • Показатели эффективности и качества строительных машин. Основные направления развития строительного и дорожного машиностроения. Проведение горных выработок при гидромеханизации
  • Проведение горизонтальных выработок в однородной крепкой породе. Буровзрывные работы. Проведение горизонтальных горных выработок по однородным мягким породам.
  • Проведение горизонтальных выработок в неоднородных породах.
  • Проведение горизонтальных выработок в неустойчивых и водоносных породах. Проведение наклонных выработок. Технология проведения уклонов при комплексной механизации проходческих процессов.
  • Вспомогательные операции при проведении горизонтальных выработок в однородной крепкой породе. Проветривание при проведении горизонтальных выработок. Принципы расчета вентиляции.
  • Планирование взрывных работ при проведении горизонтальных выработок.
  • Проведение выработок околоствольного двора. Уборка горной массы при проведении горизонтальных выработок.
  • Проведение и крепление вертикальных горных выработок. Проходка восстающего.
  • Принципы поддержания горных выработок, горная крепь. Способы поддержания горных выработок.
  • Технология возведения набрызгбетонной крепи. Современная технология крепления горизонтальных горных выработок.
Основная литература
  • 1. Крупник Л.А., Шапошник Ю.Н., Шапошник С.Н., Маметьев Ю.И., Ибраев Д.С. Опыт внедрения анкерных крепей на подземных рудниках Восточного Казахстана // Безопасность труда в промышленности, М., 2015, № 1. - С. 22-25. 2. Крупник Л.А., Шапошник Ю.Н., Шапошник С.Н. Пути совершенствования технологии анкерного крепления на горнодобывающих предприятиях Казахстана, 2015. 3. Требования промышленной безопасности при ведении работ подземным способом (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.11.2011 г.). Утверждены приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 25 июля 2008 года, № 132. 4. Акылбаева А.Т. Методические указания к курсовому проекту «Проведение и крепление горных выработок» ВКГТУ,2015. 5.Акылбаева А.Т. Курс лекции по дисциплине «Проведение и крепление горных выработок». ВКГТУ,2015 г. 6.ПорцевскийА. Технологии проведения горизонтальных, вертикальных горных и горно-разведочных выработок. Москва,2009. 7 Ткачев В.А. Учебное пособие. Проведение и крепление горных выработок. Москва, 2009.
Дополнительная литература
  • 8Расчет параметров технологических процессов подземной добычи руд. -М: Недра, 1985.-224с. 9 Прокопенко И.П., Шейнман Ю.Г. и др. Горные работы, проведение и крепление горных выработок.-М: Углетехиздат, 1955.-400с. 10 Кумыков В.Х. Проведение и крепление горных выработок. Методическое пособие по выполнению практических работы для студентов специальности 5В0707 - Горное дело. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2009. - 61 с.