Проведение и крепление горных выработок
Beschreibung: Цель дисциплины формирование у студентов знаний о способах проведения и крепления горных выработок в различных горно-геологических условиях. Дисциплина охватывает методы проведения подземных горных выработок, виды крепей, а также принципы их выбора и расчета. Студент приобретает навыки по проектированию, технологии проведения и выбору креплений горных выработок с учетом условий эксплуатации и безопасности.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Основы горного производства
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | Обсуждение лекции |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель - дать студентам теоретические основы предмета, представление о горном давлении, о распределении напряжений в массиве, ознакомить с принципами проектирования и изготовления горной крепи, научить рассчитывать параметры систем проведения горных выработок в сложных горно-геологических и особых условиях
Задача
- Задачи изучения дисциплины - приобретение навыков решения задач по проведению и креплению горных выработок с учетом совокупности природных, технических, технологических, организационно–экономических факторов, проявляющих себя различным образом.
Результат обучения: знание и понимание
- Обучающиеся должны знать: - цели и задачи методологических принципов и подходов к определению горного давления на крепь в различных типах выработок
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - чтения условных обозначений на горных чертежах
Результат обучения: формирование суждений
- сбор, анализ и обобщение методологических принципов и подходов к решению технологических задач; – приобрести знания об основных процессах при проведении горных выработок, средствах механизации, условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Развить коммуникативные способности, необходимые для работы в команде
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки, полученные при изучении дисциплины, помогут молодым специалистам при защите курсового и дипломного проекта (работы), выработать умения выполнять технологические расчеты, составлять проекты выполнения процессов строительст
Lehrmethoden
Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления. Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Собеседование по контрольным вопросам | емонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
Работа на практических занятиях | выполнил практическое задание в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новых задачах В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы. | В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель. | Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении. | Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия. |
Ответ на задания рубежного контроляИтоговый контроль | Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов или вопросов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты или вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 | Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах. | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий или вопросов низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Общие сведения. Основные понятия о горных выработках и используемая горная терминалогия. Главные определения. Форма и размеры поперечных сечений горных выработок.
- Основы механики горных пород. Общие сведения. Горнотехнические понятия и определения.
- Горное давление и формы его проявления при проведении горизонтальных выработок.
- Особенности горного давления на больших глубинах. Условия устойчивости пород в горных выработках.
- Проведение горизонтальных выработок по однородным крепким породам с помощью комбайнов и 1проходческих комплексов.
- Показатели эффективности и качества строительных машин. Основные направления развития строительного и дорожного машиностроения. Проведение горных выработок при гидромеханизации
- Проведение горизонтальных выработок в однородной крепкой породе. Буровзрывные работы. Проведение горизонтальных горных выработок по однородным мягким породам.
- Проведение горизонтальных выработок в неоднородных породах.
- Проведение горизонтальных выработок в неустойчивых и водоносных породах. Проведение наклонных выработок. Технология проведения уклонов при комплексной механизации проходческих процессов.
- Вспомогательные операции при проведении горизонтальных выработок в однородной крепкой породе. Проветривание при проведении горизонтальных выработок. Принципы расчета вентиляции.
- Планирование взрывных работ при проведении горизонтальных выработок.
- Проведение выработок околоствольного двора. Уборка горной массы при проведении горизонтальных выработок.
- Проведение и крепление вертикальных горных выработок. Проходка восстающего.
- Принципы поддержания горных выработок, горная крепь. Способы поддержания горных выработок.
- Технология возведения набрызгбетонной крепи. Современная технология крепления горизонтальных горных выработок.
Основная литература
- 1. Крупник Л.А., Шапошник Ю.Н., Шапошник С.Н., Маметьев Ю.И., Ибраев Д.С. Опыт внедрения анкерных крепей на подземных рудниках Восточного Казахстана // Безопасность труда в промышленности, М., 2015, № 1. - С. 22-25. 2. Крупник Л.А., Шапошник Ю.Н., Шапошник С.Н. Пути совершенствования технологии анкерного крепления на горнодобывающих предприятиях Казахстана, 2015. 3. Требования промышленной безопасности при ведении работ подземным способом (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.11.2011 г.). Утверждены приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 25 июля 2008 года, № 132. 4. Акылбаева А.Т. Методические указания к курсовому проекту «Проведение и крепление горных выработок» ВКГТУ,2015. 5.Акылбаева А.Т. Курс лекции по дисциплине «Проведение и крепление горных выработок». ВКГТУ,2015 г. 6.ПорцевскийА. Технологии проведения горизонтальных, вертикальных горных и горно-разведочных выработок. Москва,2009. 7 Ткачев В.А. Учебное пособие. Проведение и крепление горных выработок. Москва, 2009.
Дополнительная литература
- 8Расчет параметров технологических процессов подземной добычи руд. -М: Недра, 1985.-224с. 9 Прокопенко И.П., Шейнман Ю.Г. и др. Горные работы, проведение и крепление горных выработок.-М: Углетехиздат, 1955.-400с. 10 Кумыков В.Х. Проведение и крепление горных выработок. Методическое пособие по выполнению практических работы для студентов специальности 5В0707 - Горное дело. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2009. - 61 с.