Основы утилизации, обезвреживание и захоронение промышленных отходов

Жаманбаева Манира Крыкбаевна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина рассматривает основные характеристики промышленных отходов, защита окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, методы и технологии утилизации отходов, способы переработки, складирования и хранения отходов на полигонах и свалках общие закономерности процессов утилизации отходов, правовые, экономические и экологические аспекты утилизации промышленных отходов. Освещены вопросы паспортизации и сертификации отходов.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Промышленная экология

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Устный экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Подготовка бакалавров, которые владеют организационно-техническими основами обращения с отходами и умеют их применять при организации производственного процесса.
Задача
  • владение зниниями - нормативных и юридических документов, характеризующих отходы и регламентирующих мероприятия с ними; - основных типов отходов и их свойств, технологических принципов обезвреживания отходов; - основами принципиальных схем утилизации и их эффективности
Результат обучения: знание и понимание
  • знать и понимать: - региональные проблемы промышленных отходов; - основы утилизации и обезвреживания отходов; - методики определения параметров промышленных отходов; - способы нормирования и классификации отходов; - технологии переработки, захоронения и ликвидации отходов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - методов и схем захоронения отходов; - основных принципов проектирования могильников и полигонов; - инженерным способам организации защиты и хранения захороненных материалов; - методов, систем контроля и наблюдения за полигонами
Результат обучения: формирование суждений
  • приемлемости и соответствии нормативно – технической литературы; - аналитике и оценке неблагоприятных особенностях отходов и классифицировать их; - выбора и обоснований оптимальных инженерных решений обеспечивающих рациональность, надежность и безопасность технологии утилизации, обезвреживания и хранения отходов промышленности; - по определению и решению задачи по рациональному использованию промышленных отходов; - выбирать технологии, аппараты и схемы утилизации, исключающие образование вторичных выбросов.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Профессионально участвовать в разработке и реализации методов и программ в реализации операций с отходами на всех стадиях обращения с ними
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • анализ фактического материала; - идентификации отходов; - расчетно – аналитической оценки мероприятий с отходами
Lehrmethoden

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Конспекты лекций 0-100
Рубежный контроль
Практические работы
2  Bewertung Конспекты лекций 0-100
Рубежный контроль
Практические работы
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует си стемные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свобод- ное владение моно- логической речью и способность быстро реагировать на уточ- няющие вопросы демонстрирует проч- ные теоретические знания, владеет тер- минологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументиро- ванные выводы и обобщения, приво- дит примеры, пока- зывает свободное владение монологи- ческой речью, но при этом делает несуще- ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем демонстрирует неглу- бокие теоретические знания, проявляет сла- бо сформированные навыки анализа явле- ний и процессов, недо- статочное умение де- лать аргументирован- ные выводы и приво- дить примеры, показы- вает недостаточно сво- бодное владение моно- логической речью, тер- минологией, логично- стью и последователь- ностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить толь- ко при коррекции пре- подавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла- дение монологической речью, не владеет тер- минологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции препода- вателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практиче- скую работу в пол- ном объеме с соблю- дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат- но выполняет все записи, таблицы, ри- сунки, чертежи, гра- фики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде- ление и истолкова- ние основных поня- тий; сопровождает ответ новыми приме- рами, умеет приме- нить знания в новой выполнил требова- ния к оценке «5», но допущены 2-3 недо- чета. Ответ обучаю- щегося на вопросы удовлетворяет ос- новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна- ний в новой ситуа- ции, без использова- ния связей с ранее изученным материа- лом и материалом, усвоенным при изу- чении других дисци- плин; допущены од- на ошибка или не более двух недоче- тов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче- ской работы, что поз- воляет получить пра- вильные результаты и выводы; в ходе прове- дения работы были до- пущены ошибки. При ответе на вопросы обу- чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре- пятствующие дальней- шему усвоению про- граммного материала; допущено не более од- ной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра- бот не позволяет сде- лать правильных выво- дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла- дение основными зна- ниями и умениями в соответствии с требова- ниями программы; до- пущены больше ошибок и недочетов, чем необ- ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав- ленных вопросов.
Работа с данными лекции и ответы на вопросы Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы Демонстрирует теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность, явления и процессы, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает несущественные ошибки, которые учитель исправляет самостоятельно или с небольшой поправкой Демонстрирует поверхностные теоретические знания, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированные выводы и приводить примеры, не знает монологической речи, терминологии, логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые учитель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, которые не может исправить даже учитель, отказывается отвечать на занятия
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия
Итоговый контроль Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1. Устойчивость и безопасность окружающей среды, понятие отходов. Способы переработки отходов
  • Тема 2. Превращение веществ. Утилизация отходов. Биологическая деградация органических отходов
  • Тема 3. Промышленные отходы. Проблемы утилизации и переработки использованных аккумуляторов и резинотехнических изделий. Загрязнение атмосферы. Очистка воздуха от промышленных и выхлопных газов
  • Тема 4. Загрязнение гидросферы промышленными и бытовыми стоками. Очистные сооружения
  • Тема 5. Переработка и утилизация отходов пластмасс, легкой и текстильной промышленности
  • Тема 6. Переработка отходов целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности
  • Тема 7. Утилизация отходов химической промышленности, металлургии и комплексов машиностроения. Проблемы обращения с запасами химического и ракетно-ядерного оружия
  • Тема 8. Основы создания малоотходных производств и использование экологически чистых технологий
  • Тема 9. Отходы сельскохозяйственной, пищевой и перерабатывающей промышленности
  • Тема 10. Бытовые отходы. Полигоны твердых бытовых отходов и их экологическая роль
  • Тема 11. Экологические аспекты промышленных и бытовых отходов
  • Тема 12. Правовые и социальные нормы охраны окружающей среды
Основная литература
  • 1 Адрышев А.К. Основы утилизации, обезвреживания и захоронения промышленных отходов: Конспект лекций.-Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2007.-206 с 2 Валейжес С.Я. Основнык способы утилизации и переработка вторичных ресурсов, М.: Металлургия, 1988. 3 Временная инструкция 4 С.С. Тимофеева «Введение в безопасность жизнедеятельности». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 375 с. 5 Т.А. Трифонова; Н.В. Селиванова, Н.В. Мищенко. «Прикладная экология», -М.: Академический проспект –Традиции, 2005. -382 с.1 Ларионов, Николай Михайлович. Промышленная экология учебник для бакалавров / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. Москва : Юрайт, 2014. -495 с. 2 Ларичев, Тимофей Альбертович. Утилизация, переработка и захоронение промышленных отходов: опорные конспекты:/ Т. А. Ларичев ; Кемеровский гос. ун-т. -Кемерово: 2013. -79 с. 3 Гридэл Т. Е., Алленби С.,Шмелев С. Промышленная экология -Москва : Юнити-Дана, 2012. -527 с. 4 Зайцев, В.А. Промышленная экология: учебное пособие. -Электрон. дан. -М. : "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2012. -388 с. 5 Акинин, Николай Иванович. Промышленная экология: принципы, подходы, технические решения: учеб. пособие / Н. И. Акинин. -2-е изд., испр. и доп. -Долгопрудный : Интеллект, 2011. -311 с. 6 Шубов Л.Я. Технология отходов: Учебник / Л.Я. Шубов, М.Е. Ставровский, А.В. Олейник. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 352 с. 7 Санитарная очистка и уборка населенных мест / АКХ им. К.Д. Памфилова. Под ред.А.Н. Мирного. – М.: стройиздат, 1997. - 206с. 8 Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. АКХ им. К.Д. Памфилова. – М.: Минстрой РФ, 1997. – 91с. 9 Технические требования на проектирование заводов по механизированной пееработке ТБО с целью повышения их экологической безопасности. – М.: Минстрой РФ, 1997. – 35с. 10 Бобович Б.Б, Девяткин В.В. Переработка отходов производства ипотребления. М.: Стройиздат, 1992.426 с. 11 Вильсон Д. Утилизация твердых отходов М.: Стройиздат, 1985. 320 с. 12 Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы.М.: Изд-во Гранд, 2002. 328 с. 13 Денисов С.И. Улавливание и утилизация пылей и газов. Учебноепособие для вузов М.: Металлургия 1991 14 П.П. Пальгунов, М.В. Сумароков Утилизация промышленных отходов.М.: Стройиздат, 1990. 332 с. 15 Туркебаев Э.А., Садыков Г.Х. Комплексное использование сырья иотходов промышленности. Алматы: Казахстан, 1988 16 В.И. Филиппов Термические способы обработки и уничтожения горючих отходов промышленных предприятий М.: Стройиздат, 1986
Дополнительная литература
  • 8. Инновационные механизмы управления отходами. Монография / Р. Г. Мамин, Т. П. Ветрова, Л. А. Шилова. - Москва : ФГБОУ ВПО "МГСУ", 2013. 9. Дорожко С., Малькевич Н., Морзак Г. Технические основы охраны окружающей среды. - Минск: БНТУ, 2012 г.- 1197с. 10. Промышленная экология: Учебное пособие/Е.В.Ларионов – ТПУ, Томск, 2011. – 125 с. 11. Адрышев А.К. Основы утилизации, обезвреживания и захоронения промышленных отходов: Конспект лекций.-Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2007.-206 с 12. Валейжес С.Я. Основнык способы утилизации и переработка вторичных ресурсов, М.: Металлургия, 1988. 13. Т.А. Трифонова; Н.В. Селиванова, Н.В. Мищенко. «Прикладная экология», -М.: Академический проспект –Традиции, 2005. -382 с. 14.Промышленный рециклинг техногенных отходов: Учебное пособие /В.Н. Кокорин, А.А. Григорьев, М.В. Кокорин, О.В. Чемаева. — Ульяновск: УлГТУ, 2005. —42с. 15. Кононов А.И. «Обезвреживание токсичных отходов промышленности» М.: Химия, 1986. 16. Валейжес С.Я. Основные способы утилизации и переработка вторичных ресурсов, М.: Металлургия, 1988. 17. Байер К.Л. Захоронение промышленных отходов. Технология и аппараты. Том 1,2. М.: 1986. 18.Нагринцаа Г II , Леоитьевский В.Г., Черников В.Е. Огневое обезвреживали отходим «имических производств //Энергосбережение в химических производствах .-- Новосибирск: 1986 . С.69-81. 19. Валяав Н.А., Сумароков М.В., Эль Ю.Ф. Термическое обезвреживаиие токсичных отходов: Экспресс-информ .-- М.: ГОСНТИ, 1985 .-Вып. 12.- С.80. 20. Валяав В.А., Лавренов A.M., Будрейко Е.Н., Зайцев В.А. и др. Обезвреживание и утилизация токсичных промышленных отходов в г. Москве // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. - 1987 .-- N 5-6 (68-69) .-- М.: ВИНИТИ. С.31-35. 21. Варааяяа Ё.А., Конрад Е.К. Переработка промышленных отходов на специализированных межотраслевых комплексах как направление охраны окружающей гредм в промышленно развитом центре .-- Запорожье.: УКРНИИНТИ, 1986 . С.30 22. Вербавмчус Е.Б. Утилизация токсичных отходов различных отраслей промышленности на Палемонасском керамическом заводе // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. -- 1987 .-- N 5-6 (68-69) .-- М.: ВИНИТИ, С.73 80. 23. Евилевич А.З., Евилевич М.А. Утилизация осадков сточных вод .-- Л.: Стройиздат, 1988 .- 247 с. 24. Израэль Ю.А., Ровииский Ф.Я. Берегите биосферу .-- М.: Педагогика, 1987 .-- С.129. 25. Ю.Лаяреяов А.Н., Беляев В.А., Маиин СМ., Боришанский Г.С. Пути решения проблемы обеавреживния и утилизации промышленных отходов в больших городах // Проблемы больших городов.-- М.: МГЦНТИ, 1985. Вып. 15.1. --С.24. 26. П.Ласкория Б.Н., Громов Б.В.,Цыганков А.П., Сенин В.Н. и др. Безотходная технология в промышленности.- М.: Стройиздат, 1986 .-- с.155. 27. Материалы советско-финского симпозиума по переработке сложных отходов.- Л.: 1985. - С. 50. 28. Муратова Л.А., Гольдин А.Я., Молодов П.В. Недопотребление и водоотведение автотранспортных и авторемонтных предприятий .-- М.: Транспорт,