Наименование конкурса, в рамках которого реализуется программа: Конкурс на грантовое финансирование научных и (или) научно-технических проектов на 2023-2025 годы.

Руководитель проекта: Кумаргажанова Сауле Кумаргажановна, к.т.н., ассоциированный профессор.

Идентификаторы:

Исследовательская группа

Ф.И.О. Должность по проекту Идентификаторы ResearcherID, ORCID, Scopus Author ID (при наличии)
1 Смаилова Сауле Сансызбаевна Старший научный сотрудник

Scopus Author ID: 55645191800
ORCID https://orcid.org/0000-0002-8411-3584

2 Конурбаева Жадыра Тусупкановна Старший научный сотрудник Scopus Author ID: 56896041200,
https://orcid.org/0000-0002-6457-392X
3 Тлебалдинова Айжан Солтангалиевна Научный сотрудник

Scopus Author ID: 56825933500
https://orcid.org/0000-0003-1271-0352

4 Уркумбаева Алия Муратовна Научный сотрудник  
5 Сейтахметова Жанат Маратовна Научный сотрудник

Scopus Author ID: 57220814997
https://orcid.org/0000-0002-2312-989X

6 Федькин Евгений Михайлович Научный сотрудник Scopus Author ID = 57383273200
7 Сыдыкова Айжан Мукатаевна Младший научный сотрудник  
Молодые ученые (до 40 лет )

ФИО

Должность по проекту

Идентификаторы

Примечание

1 Сулейменова Лаура Рахметоллановна Старший научный сотрудник

https://orcid.org/0000-0002-0290-6290, Scopus Author ID: 57160209000

ППС

2 Рақышева Мадина Аділханқызы Младший научный сотрудник

 

ППС

 

Аннотация проекта:

Современное образование развивается стремительно в сторону цифровизации. Развитие информационных технологий становиться важной составляющей учебного процесса. Огромные массивы накопленных данных позволяют проводить всесторонний анализ научно-образовательной деятельности, социальной активности, карьерного роста, накопленных компетенций. 

Данный проект предполагает разработку научно-обоснованных подходов к формированию модели цифровой идентичности обучающегося на основе онтологического подхода для организации персонализированного обучения в условия цифровой среды.

Для достижения цели проекта необходимо провести:

  • исследование и анализ теоретических и практических аспектов понятия “Цифровой идентичности”;
  • проведение эмпирического исследования для определения основных характеристик цифровой идентичности обучающегося (академическая, исследовательская, социальная сферы деятельности) при построении «Цифрового профиля»;
  • построение онтологической модели обучения в цифровой среде для формирования персональной траектории и основанной на формируемых компетенциях и результатов изучаемых курсов;
  • разработка методики формирования обучающих материалов для цифровой среды;
  • построение интеллектуальной модели оценки результатов обучения и сформированных компетенций с учетом требований профессиональной среды (стэкхолдеров, рынка труда);
  • разработка универсального профиля обучающегося основанного на модели цифровой идентичности;
  • разработка прототипа системы “Цифровой профиль”.

Конечный результат проекта будет представлен в виде научно-методологических основ управления цифровой идентичностью обучающегося в рамках студентоцентрированного и непрерывного образования в высших учебных заведениях РК.

Практическая значимость результатов исследований заключается в разработке онтологической модели формирования индивидуальной траектории обучения, модели оценки результатов обучения и сформированных компетенций с учетом требований профессиональной среды и цифрового профиля обучающегося. Создание цифрового профиля позволит реализовать одну из важнейших составляющих экосистемы цифрового университета.

Основной ожидаемый социально-экономический эффект заключается в повышении эффективности подготовки конкурентоспособных специалистов в условиях цифровой экономики.

Цель проекта:

Разработка методологических основ управления образовательным процессом в цифровой среде, позволяющая на основе современных информационных технологий повысить качество подготовки специалистов путем создания цифровой идентичности обучающегося, основанном на персонализации, учете требований профессиональной среды и рынка труда.

Ожидаемые и достигнутые результаты проекта:

Год Полученные результаты по исследованиям
Публикаций (со ссылками на них) и патентов; информация для потенциальных пользователей.

2023 год

Систематизирован зарубежный опыт формирования цифровой идентичности в высшем образовании. Проведено исследование и анализ ключевых теоретических аспектов понятия "цифровая идентичность обучающегося" в контексте современного образования и информационных технологий.

Разработана экспертная анкета по определению основных характеристик цифровой идентичности обучающихся. На основе анализа результатов анкетирования определен основной набор характеристик обучающегося для формирования Цифрового профиля.

Для обеспечения полного учета требований рынка к компетенциям выпускников высших учебных заведений разработана онтология образовательного процесса по направлению «Информационно-коммуникационные технологии». При создании онтологической модели обучения в цифровой среде для построения персонализированной траектории обучения учитываются компетенции, прописанные в действующих образовательных программах и требования рынка труда, отраженные в профстандартах.

Публикации:

  • Кумаргажанова С.К., Смаилова С.С., Ракышева М.А. Исследование и анализ теоретических аспектов понятия цифровой идентичности обучающегося // III Международная научная конференция по междисциплинарным исследованиям: сборник статей. Екатеринбург: ООО «Институт цифровой экономики и права», 2023. С.119-123 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54605989&pff=1.
  • L.R. Suleimenova, S.K. Kumargazhanova, A.S. Tlebaldinova, Zh.T. Konurbayeva, S.S. Smailova, A.M. Urkumbayeva. Application of ontological modeling in the problems of knowledge management in a modern university // Bulletin D. Serikbayev of EKTU - №4 – 2023. P.335-342 DOI 10.51885/1561-4212_2023_4_335.
  • L. Suleimenova, S. Kumargazhanova, S. Smailova, M. Yussubaliyeva. An ontological model for the formation of a personal learning trajectory based on a competency-based approach // Proceedings of The Global Conference on Education. Vol. 1 No. 1 (2023). https://proudpen.com/proceedings/index.php/gcedu.
2024

Разработана методика формирования цифрового контента на основе комплексного подхода к анализу, проектированию, тестированию и оценке обучающего контента, с учетом специфики стандарта SCORM 2004, которая включает:

  • определение образовательных целей и содержания;
  • выбор инструментов и технологий (например, Articulate Storyline, Adobe Captivate) или программы для разработки e-Learning контента.
  • создание обучающих модулей;
  • использование выбранных инструментов для создания интерактивных презентаций, видеоматериалов, тестов, заданий и других элементов обучения.
  • интеграция с SCORM 2004 2-м изданием;
  • тестирование и отладка;
  • сборка и публикация;
  • мониторинг и обновление;
  • оценка эффективности созданных цифровых обучающих материалов на основе обратной связи пользователей (модель Кирпатрика, COR (Completion rate) и NPS (Net Promoter Score)).

Для оценки эффективности предложенной методики формирования цифрового контента были использованы метрики COR (Completion rate) и NPS (Net Promoter Score).

Представлены результаты апробации данной методики через разработку и тестирование онлайн курса "NIS. Computer Science".

Разработана интеллектуальная модель оценки уровня сформированности компетенций студентов на основе результатов обучения с учетом требований профессиональной среды с использованием нечеткого подхода. В соответствии с разработанной методикой была построена когнитивная карта, на примере образовательной программы «Информационные системы». Проведена параметрическая идентификация концептов когнитивной карты, определены параметры нечеткой модели. Проведена экспериментальная проверка модели.

Оценка уровня сформированности компетеций, в данной методике основана на модели Dreyfus, что позволяет наглядно оценивать, насколько студенты достигают целей обучения и развивают необходимые компетенции. Результаты исследования показали преимущества совместного использования компетентностного подхода и интеллектуальных технологий.

Публикации:

Sadykanova O., Seitakhmetova Zh. Kumargazhanova S., Smailova S. Development of a Methodology for Creating Training Materials for the Digital Environment. Труды университета №3, 2024. С. 415-422. DOI 10.52209/1609-1825_2024_3_415

Е.М. Федькин, А.С. Тлебалдинова, С.К. Кумаргажанова, С.С. Смаилова на тему «Разработка универсального профиля обучающегося на основе цифровой идентичности» в Материалах VIII Международной научной конференции Красноярск, 24–27 сентября 2024 года, Ч. 2. С. 493-497.

Принято участие в международном научном сипозиуме SPIE, г.Люблин, Польша (сертификат участника).

 

Инфографика