Реализация в ВКТУ подхода CDIO в подготовке инженерных кадров неотъемлемая часть масштабной модернизации образовательной деятельности университета, направленной на создание личностно-ориентированной образовательной среды, разработку образовательных программ нового поколения, развитие академической самостоятельности и ответственности студентов, повышение квалификации преподавателей и научно-педагогических работников.

Основной целью присоединения ВКТУ к «инициативе CDIO» является повышение качества и результативности инженерных образовательных программ, приведение их в соответствие с требованиями современного производства.

За последние три года сделано:

  1. За последние годы в университете проведена серьезная работа по разработке и внедрению Модели практикоориентированного обучения. Эта система реализуется на принципах непрерывности и накопления результатов обучения по этапам «предуниверситет – университет - постуниверситет» Реализация Практикориентированной подготовки осуществляется в 14 отраслевых Центрах компетенции и трансфера технологии, в Центре превосходства в области металлургии и материаловедения.
  2. В 2021-2022 учебном году по подпроекту «Лидеры инженерного образования" учился 21 студент первого и второго курса. Результаты обучения: 5 студентов второго курса ЛИО одобрены в стипендиальную программу от предприятий ТОО «Казцинк», заключен договор о прохождении производственной практики с последующим трудоустройством.
  3. Для получения первоначальных навыков и умений по будущей профессии разработана 21 Программа формирования базовой инженерной квалификации (БИК) в рамках ОП через реализацию на 1 курсе изучения дисциплины «Введение в инженерное образование и учебную практику, которая интегрирована в учебный процесс или проходит в ЛЭК «Простор».
  4. В 2021 году 10 преподавателей кафедры «Инженерная математика» ВКТУ им.Д.Серикбаева прошли повышение квалификации (в формате стажировки) на тему «Методы и приемы математических задач» при «Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», объемом 48 часов.
  5. Команда ВКТУ в феврале 2022 года посетили два вуза – ТПУ и ТУСУР (г. Томск), которые входят в международную инициативу CDIO. Они поделились опытом внедрения в организацию учебного процесса стандартов международной инициативы CDIO с целью систематизации и более глубокого внедрения проектно-ориентированного образования с учётом требований мирового профессионального сообщества. В рамках стажировки были обсуждены проблемы обеспечения качества высшего образования, модернизация инженерного образования на основе международных стандартов CDIO. Представители вузов поделились результатами обучения при реализации международной инициативы CDIO, которая предполагает усиление практической направленности обучения, а также введения системы проектного и проблемного обучения.
  6. В 2020 году был реализован проект «Управление эффективностью образовательных программ». Целью проекта являлась разработка методики анализа качества и результативности ОП и оценки их влияния на инновационное развитие отрасли и региона. В рамках проекта разработана цифровая платформа оценивания эффективности E-Monitoring, которая позволяет в реальном времени отслеживать динамику критериальной базы и интегрального показателя эффективности ОП. Платформа является инструментом мониторинга развития и принятия решений по ОП руководителям программ, деканам, академическим комитетам, менеджерам.
  7. В рабочих учебных программах (силлабусах) прописана реализация студентоцентрированного подхода и взаимосвязи между целями ОП, ожидаемыми результатами и методами оценки. Расписаны основные (инновационные, исследовательские) и адаптивные образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины. Преподавателями представлены виды оценочных средств, которые позволяют эффективно проверить наличие запланированных результатов и оценить уровень освоения дисциплины.
  8. Заключен контракт между ВКТУ им Д. Серикбаева и the Accreditation Agency for Study Programs in Engineering, Informatics, Natural Sciences and Mathematics – ASIIN e. V. на проведении аккредитации 12 ОП вуза, соответствующие 12 стандартам CDIO.


Образовательные программы ВКТУ соответствующие принципам CDIO:

Наименование ОП
A 1.   6В07201 «Металлургия», 7М07201 «Металлургия»
2.   6В07112 «Механика и металлообработка», 7М07111 «Механика и металлообработка»
B 1.   6В07104 «Электроэнергетика», 7М07104 «Электроэнергетика»
2.    6В07101 «Автоматизация и управление», 7М07101 «Автоматизация и управление»
C 1.   6В07301 «Архитектура», 7М07301 «Архитектура»
2.   6В07305 «Строительство», 7М07305 «Строительство»

 

  1. В рамках дополнительной программы (Minor) разработан пул «Проектное дело» для всех ОП на 2,3,4 годах обучения.

 

Особенности обучения:

  • Новые дисциплины и модули.Профильные дисциплины, разработаны совместно с ведущими предприятиями региона и страны.
  • Комплексные дипломные проекты. В 2021-2022 учебном году состоялась защита двух комплексных дипломных проектов: 1. Разработка научно-методологических подходов внедрения технологий дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) для усовершенствования управления сельским хозяйством (5B050700 «Менеджмент», 5B090300 «Землеустройство», 5B070300 «Информационные системы»); 2. Снижение углеродного следа энергетической компании на основе разработки инновационной стратегии (на примере ТОО «Согринская ТЭЦ»)» (5B051100 «Маркетинг, 5B071700 «Теплоэнергетика»).
  • Развитие soft skills студентов.Специальные дисциплины и технологии по развитию лидерских качеств, коммуникации, командной работы.
  • Активное обучение.Процесс обучения выстроен современными технологиями, в том числе играми, тренингами, электронным обучением.
  • Сетевые договоры с ведущими университетами.Отдельные дисциплины реализуются совместно с ведущими инженерными вузами (ВШЭ и др.).
  • Привлечение зарубежных ученых по приоритетным направлениям. С учетом актуальной потребности в преподавателях по дисциплинам ОП ежегодно разрабатывается План приглашённых профессоров.
  • Реальное трудоустройство.Работодатели активно участвуют в учебном процессе как преподаватели, разработчики ОП, руководители дипломными проектами. Профессиональная практика на предприятиях в конце каждого года обучения.

 

Преимущества внедрения стандартов CDIO в вузе

  • Выбор траектории обучения.Студент с 1 по 4 курс выбирает дисциплины для индивидуальной траектории обучения.
  • Обучение английскому.Изучение базового английского языка на протяжении первого курса, продолжение изучения выборными дисциплинами языковой подготовки в рамках Minor «Язык и коммуникация». Коммуникативная иноязычная практика поддерживается при подготовке и защите проектов, участии в международных конференциях, конкурсах, событиях (CDIO Academy).
  • Реальная инженерная деятельность.Обязательной частью учебного процесса являются персональные и групповые проекты студентов. В конце академического периода, студенты представляют свою работу преподавателям, однокурсникам и работодателям.