Теплоэнергетика металлургических процессов

Оналбаева Жанар Сагидолдиновна

Портфолио преподавателя

Описание: Дать студентам глубокие знания о процессах тепло- и массообмена, происходящих при производстве агломерата и окатышей, в доменной печи, конвертерах, электропечах; об источниках тепла в агломерационном, доменном, сталеплавильном процессах, процессе обжига окатышей, а также освоить методы расчета теплового баланса процессов производства агломерата, чугуна, стали и ферросплавов; энергетического баланса работы электропечей.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Теория металлургических процессов

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля письменный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью изучения данной дисциплины является: научить будущих специалистов анализировать процессы переноса теплоты и массы в технологических системах метал-лургического производства.
Задача
  • Задачи дисциплины следующие: дать будущим специалистам знания по расчету тепловых балансов технологических агрегатов металлургического производства, составлению и применению моделей различных зон теплотехнических устройств. Привить навыки научной деятельности для использования их при решении научных и инженерных задач применительно к исследованию и внедрению инновационных технологий.
Результат обучения: знание и понимание
  • 1. Механику движения газов в печи, - Основные закономерности распространения тепла в сплошных средах, - Типовые режимы работы теплообменников, теплогенераторов и теплорекуператоров, - Цели и задачи совершенствования технологических процессов в металлургии
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Практическое применение законов термодинамики при расчете тепловой мощности производственных процессов и оценки процессов для ориентации технологического процесса регулирования. -Анализ технологических режимов металлургических печей; - Оценка направленности физико-химического процесса; - Подбор и расчёт системы газоочистки и утилизации тепла; - Расчёт потери напора при движении газов в газоходной системе; - Расчет процессов теплопотребления и тепловых потерь в печи с составлением те-плового баланса; -Работа с научной и справочной литературой и Интернетом по тепловым процессам; - Выбор методов исследования технологических процессов на основе конкретных задач исследования.
Результат обучения: формирование суждений
  • -Анализ технологических режимов металлургических печей; - Оценка направленности физико-химического процесса; - Подбор и расчёт системы газоочистки и утилизации тепла; - Расчёт потери напора при движении газов в газоходной системе; - Расчет процессов теплопотребления и тепловых потерь в печи с составлением те-плового баланса; -Работа с научной и справочной литературой и Интернетом по тепловым процессам; - Выбор методов исследования технологических процессов на основе конкретных задач исследования.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность применять принципы дисциплины в профессиональной деятельности, применять современные информационные технологии при выполнении лабораторных и исследовательских работ. Способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в металлургии.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Способность находить организационные и управленческие решения в производственных ситуациях.
Методы преподавания

Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления. Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг устные ответы 0-100
решение задачи
тест
2  рейтинг индивидуальные задания 0-100
решение задачи
реферат
тест
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основы тепловых процессов
  • Теплоэнергетика агломерационного процесса
  • Теплоэнергетика обжига окатышей
  • Теплообмен в доменной печи
  • Теплопередача в слое кусковых материалов
  • Факторы, влияющие на теплообменные процессы
  • Законы массо- и теплопереноса
  • Тепловой баланс кислородно-конверторной плавки
  • Тепловые потери конвертеров
  • Влияние технологических параметров на тепловую работу конвертеров
  • Теплоэнергетика электросталеплавильных процессов
  • Особенности тепловой работы электропечей
  • Энергетические балансы электропечей
  • Тепловая работа мартеновской печи
  • Особенности тепловой работы ферросплавных печей
Основная литература
  • 1 Теплотехника металлургического производства. Т.1. Учебное пособие для вузов/ Кривандин В.А., Арутюнов В.А., Белоусов В.В. и др. – М.:% МИСИС, 2002. – 608 с. 2. Быстрицкий Г.Ф. Основы энергетики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 278 с. 3. Пестова Г.С. Теплоэнергетика металлургических процессов. Методические указания по выполнению РГР для специальности 6В070900 – Металлургия/ ВКГТУ им. Д.Серикбаева. – Усть-Каменогорск, 2014. – 16 с. 4. Pushpavanam S. Introduction to Chemical Engineering. -Prentice hall India, 2012. — 154 p.
Дополнительная литература
  • 1. Теплотехника металлургического производства. Т.1. Теоретические основы: Учебное пособие для вузов/ Кривандин В.А., Арутюнов В.А.. Белоусов В.В. и др. – М.: МИ-СИС, 2002. – 608 с. 2. Теплотехника металлургического производства. Т.2. Конструкция и работа печей: Учебное пособие для вузов/ Кривандин В.А., Белоусов В.В. и др. – М.: МИ-СИС, 2001. – 736 с. 3. Теплоэнергетика и теплотехника: Справочная серия: В 4 кн./ под общей ред. член-корр. РАН А.В. Клименко и проф. В.М. Зорина. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007. – Кн.4. Промышленная теплоэнергетика и теплотехника: справочник. – 632 с.