Математические и физические основы цифровых средств

Парамзин Александр Петрович

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина знакомит с организацией вычислительного процесса в цифровых устройствах на основе применения позиционных систем счисления, специальных форм представления и способов кодирования числовых данных. Рассматривает основы логического моделирования функциональных узлов аппаратных средств цифровых систем. Даёт представление о технических решениях построения цифровых устройств и систем на основе магнитных, оптических и оптоэлектронных сред и компонентов. Формирует понятийные основы традиционных и перспективных направлений конструирования и реализации цифровых устройств.

Количество кредитов: 3

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 15
СРОП 15
СРО 45
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Сформировать базовые компетенции для применения их в процессе последующего изучения организационных и архитектурных принципов построения цифровых систем и особенностей их функционирования; научить осознанно воспринимать вычислительные процессы, протекающие на аппаратном уровне и иметь представление об особенностях логического конструирования средств цифровой техники; развить способности обосновывать роль природных законов (электричество, магнетизм, оптика и пр.) в процессах создания и функционирования компонентов и систем цифровой техники; освоить практику логического мышления, на примерах изучая принципы функционирования ряда устройств цифровой техники.
Задача
  • Сформировать понятия процедур применения логических и математических инструментов при проектировании узлов и компонентов систем хранения, обработки и передачи цифровых данных.
  • Приобрести осознанное понимание роли физических законов, процессов, явлений и базирующихся на них принципов функционирования базовых компонентов средств цифровой техники.
  • Конкретизировать (расширить) понятийную базу в сфере технологии производства средств цифровой техники.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знание: Перечислить позиционные системы счисления; форматы чисел с фиксированной точкой, с фиксированной запятой, с плавающей запятой; понятия «прямой», «обратный» и «дополнительный» коды чисел.
  • Знание: Назвать понятие логической функции; ви-ды представления логических функций; что такое таблица истинности.
  • Знание: Повторить определение, аксиомы и законы алгебры логики; определения нормальных форм логических функций; положения до-менной теории ферромагнетизма и основ-ные характеристики ферромагнетиков; со-став функциональных узлов накопителей на магнитном диске.
  • Знание: Назвать основные положения теории света; номенклатуру основных элементов опто-электроники; что такое окно прозрачности волоконного световода; типы жидких кри-сталлов; электрооптические явления, при-сущие жидким кристаллам; принцип голо-графического способа хранения данных, методы записи голограмм.
  • Понимание: Объяснить влияние различных физических факторов на основные функциональные ха-рактеристики накопителей на магнитном диске; какие законы и принципы лежат в основе создания и функционирования источников и приёмников света, а также среды для передачи светового потока; принцип функционирования жидкого кристалла; конструкцию жидкокристаллических мониторов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Показать правила выполнения операций над числами позиционных систем счисления; механизм кодовых преобразований чисел позиционных систем счисления и выполнения над ними арифметических операций; вывод логических функций по вербальному алгоритму решаемой задачи; выполнение аналитической минимизации логических функций.
  • Объяснить формирование таблицы истинности по вербальному описанию задачи; правило записи аналитических выражений логических функций по таблице истинности; правило преобразования логических функций из одной формы в другую. в сфере инновационного менеджмента и стратегического планирования.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирование суждений в сфере инновационного менеджмента и стратегического планирования.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • – уметь работать в группе по обслуживанию и администрированию корпоративной компьютерной сети, телекоммуникационной системы; – развить коммуникационные способности по организации процесса обучения навыкам сетевых пользователей сотрудников предприятия и организации.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Практически проводить анализ и формули-ровать критические оценки работоспособности систем персонального пользования.
  • Интерпретировать функциональные и тех-нические характеристики основных узлов и конструктивных компонентов компьютеров и систем на их основе.
  • Анализировать содержание информационных материалов по вопросам практического применения вычислительных систем.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: Информационно-коммуникационные технологии: 1) конструирование занятия с использованием активных и интерактивных методов: – формулировка цели; – составление алгоритмов действий, необходимых для достижения цели; – методическое обеспечение занятия; – анализ итогов путём сравнения поставленной цели с достигнутыми результатами; 2) интерактивное обучение в ходе фронтальной работы: – активное воспроизведение ранее полученных теоретических знаний в новых условиях; – применение обратной связи; 3) проблемное обучение; 4) инновационные методы обучения: – имитационные – игровые (тренинги); – неимитационные (дискуссии; поисковые практические работы; самостоятельная работа).

Темы лекционных занятий
  • Тема 1
  • Тема 2
  • Тема 3
  • Тема 4
  • Тема 5
  • Тема 6
  • Тема 7
  • Тема 8
  • Тема 9
  • Тема 10
  • Тема 11
  • Тема 12
  • Тема 13
  • Тема 14
  • Тема 15
Основная литература
  • Основная литература: 1 Мышляева И.М. Цифровая схемотехника: Учебник для сред. Проф. Образования/Ирина Михайловна Мышляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с. (с. 5 – 40).
  • 2. Введение в цифровую схемотехнику / Новиков Ю.В. – М.: Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2016 (Основы информационных технологий). (с. 4 – 8).
  • 3. Беспалов В.Г. Основы оптоинформатики. Часть 1. Информационные технологии – от электронного к оптическому компьютеру. – СПб.: Издательство «Питер», 2006.
  • 4. Ефанов В.И. Введение в специальность. Физика и техника оптической связи: Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр ди-станционного образования, 2006. – 166 с.
Дополнительная литература
  • 1. Забродин Ю. С. Промышленная электроника. – М.: Высш. шк., 1982. – С. 176 – 181.
  • 2. Миловзоров В.П. Элементы информационных систем: Учеб. для вузов по спец. "Автоматизированные системы обр. информ. и упр.". – М.: Высш. шк., 1989. С. 136 – 147; 317 – 322.
  • 3. Фрике К. Вводный курс цифровой электроники: Пер. с нем. – Москва.: Издательство «Техносфера», 2003. – 432 с. (С. 19 – 32; 65 – 78).
  • 4. Ткалич В.Л., Макеева А.А., Оборина Е.Е. Физические основы наноэлектроники: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. – 83 с.
  • 5. Голографические запоминающие устройства. – https://yandex.kz/images/search?text=голографические%20 запоминающие%20 устройства&stype=image&lr=10306&noreask=1&source=wiz.
  • 6. Таненбаум Э. Архитектура компьютера. 5-е изд. (+CD). – СПб.: Питер, 2007. – 844 с