Защита киберпространства
Описание: Дисциплина рассматривает основные понятия и концепции кибербезопасности, виды киберугроз, совокупность методов, технологий и процессов, предназначенных для защиты целостности сетей, программ и данных от цифровых атак. Формирует навыки применения современных технологий для защиты киберпространства.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Операционные системы, среды и оболочки
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | |
Лабораторные работы | 30 |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Подготовка специалистов, обладающих знаниями в области защиты киберпространства и способных применять свои знания для обеспечения безопасности программ и данных от различного рода атак.
Задача
- изучение применения различных элементов для защиты на различных уровнях модели OSI
- ознакомление с основными понятиями и проблемами кибербезопасности
- формирование практических навыков распознавания заражений и точечных атак, действий хакеров
Результат обучения: знание и понимание
- демонстрировать знания по применению элементов безопасности на различных уровнях модели OSI
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применять методы и способы защиты от существующих угроз и кибератак
- оценивать качество защиты данных
- корректно и оперативно реагировать на инциденты безопасности
Результат обучения: формирование суждений
- Обосновывать применение различных элементов безопасности для защиты от разного вида угроз
Результат обучения: коммуникативные способности
- быть способным работать в команде, применять практические навыки работы для защиты киберпространства
- предлагать новые решения по применению механизмов реакции на инциденты
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания на практике для защиты киберпространства
Методы преподавания
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем, технологий);
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторная работа 1 | 0-100 |
Лабораторная работа 2 | ||
Лабораторная работа 3 | ||
Тест рубежного контроля 1 | ||
2 рейтинг | Лабораторная работа 4 | 0-100 |
Лабораторная работа 5 | ||
Лабораторная работа 6 | ||
Тест рубежного контроля 2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в кибербезопасность
- Основные виды киберугроз: внешние и внутренние
- Кибербезопасность и киберпреступность
- Классификация атак по уровням модели OSI
- Решения сетевой безопасности
- Средства управления сетевой безопасностью
- Концепции тестирования на проникновение
- Компоненты системы безопасности Windows
- Безопасность IoT устройств
- Безопасность приложений
- Безопасность данных
- Предотвращение утечек данных (DLP)
- Wi-Fi
- Управление реагированием на инциденты
- Социальная инженерия
Основная литература
- Диогенес Ю., Озкайя Э. Кибербезопасность: стратегии атак и обороны / пер. с анг. Д. А. Беликова. – М.: ДМК Пресс, 2020. – 326 с.: ил.
- Бирюков А. А. Информационная безопасность: защита и нападение. - М.: ДМК Пресс, 2012. - 474 с.: ил.
- Дэвис Р. Искусство тестирования на проникновение в сеть / пер. с анг. В. С. Яценкова. – М.: ДМК Пресс, 2021. – 310 с.: ил. ISBN 978-5-97060-529-5
- Майкл Коллинз . Защита сетей. Подход на основе анализа данных / пер. с анг. А.В. Добровольская. – М.: ДМК Пресс, 2020. – 308 с.: ил.
- Алексей Милосердов, Данил Гриднев. Тестирование на проникновение с помощью Kali Linux 2.0. – 2015 - 348 с.: ил.
- Крис Сандерс. Анализ пакетов: Практическое руководство по использованию Wireshark и tcpdump для решения реальных проблем в локальных сетях, 3-е изд.: Пер. с англ. – СПб: ООО «Диалектика» , 2019 -448 с.: ил.
- Денисова Н.Ф., Котлярова И.А., Вайс Ю.А., Касымханова Д.Ж. Системный администратор: Учеб.-метод. пособие. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2017. – 944 с.
Дополнительная литература
- Яворски Питер Ловушка для багов. Полевое руководство по веб-хакингу. — СПб.: Питер, 2020. — 272 с.: ил. — (Серия «Библиотека программиста»).
- Парасрам Шива, Замм Алекс, Хериянто Теди, Али Шакил, Буду Дамиан, Йохансен Джерард, Аллен Ли. Kali Linux. Тестирование на проникновение и безопасность. — СПб.: Питер, 2020. — 448 с.: ил. — (Серия «Для профессионалов»). ISBN 978-5-4461-1252-4
- Внуков, А. А. Основы информационной безопасности: защита информации : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Внуков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 161 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13948-8.
- Вострецова, Е.В. Основы информационной безопасности : учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Вострецова.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019.— 204 с
- Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей. - М.: Инфра-М. -2018. – 416 с.
- Nagendra Kumar Nainar, Yogesh Ramdoss, Yoram Orzach. Network Analysis Using Wireshark 2 Cookbook Second Edition/ Packt Publishing, 2018. – 614 page. ISBN 978-1-78646-167-4
- Paulino Calderon. Nmap Network Exploration and Security Auditing. \Third Edition. 2021 Packt Publishing. – 436 page. ISBN 978-1-83864-935-7
- Алексей Милосердов, Данил Гриднев. Тестирование на проникновение с помощью Kali Linux 2.0. – 2015 - 348 с.: ил.