Экономика качества
Beschreibung: Предполагает изучение базовых понятий и основных процессов в области экономики качества, знакомство с теоретическими аспектами управления качеством и их практическим применением в деятельности отечественных предприятий и организаций. Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями индустриально-инновационной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Экономика предприятия
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | Устный экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний для измерения и анализа качества объектов (товаров, работ, услуг, технологических процессов) на разных стадиях жизненного цикла и практических навыков самостоятельного выполнения технико-экономических расчетов и принятия решений в сфере обеспечения качества системы,технологических процессов и продукции.
Задача
- изучение научных взглядов на экономику качества, содержание и классификацию затрат на качество, определение состава данных затрат;
- знакомство с эволюцией исследований отечественных и зарубежных ученых в области экономики качества, основными научными подходами к изучению затрат на качество, рассмотрение моделей оптимизации затрат на качество;
- знакомство с рекомендациями и требованиями национальных и международных стандартов в области экономики качества;
- определение цели, задач, функций системы экономики качества;
- определения аналитическихисследование основных этапов процесса управления затратами на качество, а именно планирования затрат на качество; сбора информации, расчета и систематизации данных о них; показателей и составления форм отчетности по затратам на качество; анализа этих затрат; формирования и реализации программы мероприятий по повышению эффективности системы менеджмента качества;
- изучение методов расчета экономической эффективности в рамках системы менеджмента качества.
Результат обучения: знание и понимание
- демонстрировать системное понимание основных методов статистического управления качеством системы,технологических процессов и продукции;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- собирать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов в области качества
Результат обучения: формирование суждений
- критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений в области качества, разрабатывать и обосновывать предложения по их усовершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
Результат обучения: коммуникативные способности
- использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
- иметь навыки профессионального общения и межкультурной коммуникации;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- критически анализировать, оценивать и синтезировать социально-экономические процессы по повышению качества на различных уровнях экономики страны.
Lehrmethoden
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)
построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения)
решение учебных задач.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Выполнение заданий по теме 1 | 0-100 |
Решение задач по теме 2 | ||
Решение задач по теме 3 | ||
Решение задач по теме 4 | ||
Решение ситуационных кейсов по теме 5 | ||
Тестирование по теме "Показатели качества продукции и услуг" | ||
Анализ документов СМК на основе стандартов ИСО 9000 | ||
Разработка документов по внутреннему аудиту СМК | ||
Тестирование по теме "Управление качеством продукции" | ||
Решение задач по теме 8 | ||
2 Bewertung | Решение задач по теме 9 | 0-100 |
Решение задач по теме 10 | ||
Проанализировать функции Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан | ||
Решение задач по теме 12 | ||
Решение задач по теме 13 | ||
Решение задач по теме 14 | ||
Тестирование по теме "Стандартизация в системе экономики качества" | ||
Индивидуальное задание по теме 15 | ||
Рубежный тест | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 5 до 25 баллов при их выставлении в оценивании используется 100% -ая шкала в соответствии со соедующими критериями | 1. Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; 2. Полностью решено практическое задание; 3. Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; 4. Продемонстрированы творческие способности. | 1. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; 2. Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; 3. Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. | 1. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; 2. Практическое задание выполнено не полностью; 3. Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. | 1. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; 2. Практическое задание не выполнено; 3. В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Теоретические основы экономики качества. Сущность качества и управления им. Качество как экономическая категория. Качество как философская категория. Качество как объект управления. Эволюция содержания понятия «качество».
- Конкурентоспособность предприятия и продукции. Критерии конкурентоспособности товаров и услуг. Факторы конкурентоспособности товаров и услуг: производственные, рыночные, сбытовые и сервисные.
- Показатели качества продукции и услуг. Факторы, влияющие на качество продукции. Классификация и характеристика показателей качества продукции. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей.
- Методы определения качества продукции и услуг. Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Сущность измерения качества в квалиметрии.
- Эволюция форм менеджмента качества. Зарождение и развитие основных элементов управления качеством, формирование и совершенствование инструментария по оценке качества, услуг, работ, методологии управления качеством. Основные этапы развития систем менеджмента качества.
- Система менеджмента качества по МС ИСО 9000. Основные положения и терминология (СТ РК ИСО 9000). Правила пользования словарем. Взаимосвязь терминов. Комплекс стандартов ИСО серии 9000. Их назначение. Основные принципы менеджмента качества. Процессы жизненного цикла продукции.
- Управление качеством продукции на предприятии. Планирование и стимулирование качества продукции.
- Контроль качества продукции. Организация и виды технического контроля качества.
- Статистические методы управления качеством. Методы статистического регулирования технологических процессов. Методы статистического приемочного контроля качества продукции.
- Стандартизация в системе экономики качества. Сущность процессов стандартизации. Методы стандартизации: общенаучные и специфические.
- Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента. Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Основные виды сертификатов происхождения товаров в Республики Казахстан. Международная сертификация.
- Управление затратами на качество. Влияние качества на прибыль. Процесс обеспечения качества продукции: сущность, этапы, содержание. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции. Классификация затрат на качество. Информационная база учета анализа на качество продукции.
- Классификация и анализ брака. Понятие "брак" и "дефект". Виды и причины брака. Абсолютные и относительные показатели при анализе брака.
- Влияние качества на прибыль. Экономический эффект и экономическая эффективность
- Сравнительный анализ мировых премий по качеству. Национальные премии по качеству. Премия Президента Республики Казахстан «За достижения в области качества» – «Алтын сапа».
Основная литература
- Менеджмент качества: Учебно-методическое пособие /О.К. Денисова – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2014. – 220 с.
- Экономика качества, стандартизация и сертификация: Учебник /О.А. Леонова, Г.Н. Темасова, Н.Ж. Шкаруба . - Инфра -М. - Москва. - 2017. - 384 с.
- Экономика качества: Учебное пособие / В.В. Ефимов . - Ульяновск: УлГТУ. - 2015. - 117с.
- Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Кане. - СПб.: Питер. - 2009. - 432 с.
- Основы экономики качества: учеб. пособие /Т.М. Владимирова – Архангельск: САФУ, 2016. – 147 с.
Дополнительная литература
- Закон Республики Казахстан «О стандартизации» от 05.10.2018 г. №183-VI.
- Закон Республики Казахстан "О техническом регулировании" от 09.11.2004 г. №603-II.
- Закон Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений» от 07.06.2000 г.№53-II.
- Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 04.05.2010 г. №274-4.
- СТ РК ИСО 9000-2017 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
- СТ РК ИСО 9001-2016 «Системы менеджмента качества. Требования».
- СТ РК ИСО 19011-2011 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента».
- Менеджмент качества: практикум. /О.К. Денисова – Усть-Каменогорск, 2013. – 110 с.