Экономика качества

Денисова Оксана Касымовна

Портфолио преподавателя

Описание: Предполагает изучение базовых понятий и основных процессов в области экономики качества, знакомство с теоретическими аспектами управления качеством и их практическим применением в деятельности отечественных предприятий и организаций. Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями индустриально-инновационной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Экономика предприятия

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Устный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний для измерения и анализа качества объектов (товаров, работ, услуг, технологических процессов) на разных стадиях жизненного цикла и практических навыков самостоятельного выполнения технико-экономических расчетов и принятия решений в сфере обеспечения качества системы,технологических процессов и продукции.
Задача
  • изучение научных взглядов на экономику качества, содержание и классификацию затрат на качество, определение состава данных затрат;
  • знакомство с эволюцией исследований отечественных и зарубежных ученых в области экономики качества, основными научными подходами к изучению затрат на качество, рассмотрение моделей оптимизации затрат на качество;
  • знакомство с рекомендациями и требованиями национальных и международных стандартов в области экономики качества;
  • определение цели, задач, функций системы экономики качества;
  • определения аналитическихисследование основных этапов процесса управления затратами на качество, а именно планирования затрат на качество; сбора информации, расчета и систематизации данных о них; показателей и составления форм отчетности по затратам на качество; анализа этих затрат; формирования и реализации программы мероприятий по повышению эффективности системы менеджмента качества;
  • изучение методов расчета экономической эффективности в рамках системы менеджмента качества.
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать системное понимание основных методов статистического управления качеством системы,технологических процессов и продукции;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • собирать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов в области качества
Результат обучения: формирование суждений
  • критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений в области качества, разрабатывать и обосновывать предложения по их усовершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
Результат обучения: коммуникативные способности
  • использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
  • иметь навыки профессионального общения и межкультурной коммуникации;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • критически анализировать, оценивать и синтезировать социально-экономические процессы по повышению качества на различных уровнях экономики страны.
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения)

решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Выполнение заданий по теме 1 0-100
Решение задач по теме 2
Решение задач по теме 3
Решение задач по теме 4
Решение ситуационных кейсов по теме 5
Тестирование по теме "Показатели качества продукции и услуг"
Анализ документов СМК на основе стандартов ИСО 9000
Разработка документов по внутреннему аудиту СМК
Тестирование по теме "Управление качеством продукции"
Решение задач по теме 8
2  рейтинг Решение задач по теме 9 0-100
Решение задач по теме 10
Проанализировать функции Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан
Решение задач по теме 12
Решение задач по теме 13
Решение задач по теме 14
Тестирование по теме "Стандартизация в системе экономики качества"
Индивидуальное задание по теме 15
Рубежный тест
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 5 до 25 баллов при их выставлении в оценивании используется 100% -ая шкала в соответствии со соедующими критериями 1. Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; 2. Полностью решено практическое задание; 3. Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; 4. Продемонстрированы творческие способности. 1. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; 2. Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; 3. Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. 1. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; 2. Практическое задание выполнено не полностью; 3. Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. 1. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; 2. Практическое задание не выполнено; 3. В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Теоретические основы экономики качества
  • Конкурентоспособность предприятия и продукции
  • Показатели качества продукции и услуг
  • Методы определения качества продукции и услуг
  • Эволюция форм менеджмента качества
  • Система менеджмента качества по МС ИСО 9000
  • Управление качеством продукции на предприятии
  • Контроль качества продукции
  • Статистические методы управления качеством
  • Стандартизация в системе экономики качества
  • Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента
  • Управление затратами на качество
  • Классификация и анализ брака
  • Влияние качества на прибыль
  • Сравнительный анализ мировых премий по качеству
Основная литература
  • Менеджмент качества: Учебно-методическое пособие /О.К. Денисова – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2014. – 220 с.
  • Экономика качества, стандартизация и сертификация: Учебник /О.А. Леонова, Г.Н. Темасова, Н.Ж. Шкаруба . - Инфра -М. - Москва. - 2017. - 384 с.
  • Экономика качества: Учебное пособие / В.В. Ефимов . - Ульяновск: УлГТУ. - 2015. - 117с.
  • Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Кане. - СПб.: Питер. - 2009. - 432 с.
  • Основы экономики качества: учеб. пособие /Т.М. Владимирова – Архангельск: САФУ, 2016. – 147 с.
Дополнительная литература
  • Закон Республики Казахстан «О стандартизации» от 05.10.2018 г. №183-VI.
  • Закон Республики Казахстан "О техническом регулировании" от 09.11.2004 г. №603-II.
  • Закон Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений» от 07.06.2000 г.№53-II.
  • Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 04.05.2010 г. №274-4.
  • СТ РК ИСО 9000-2017 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  • СТ РК ИСО 9001-2016 «Системы менеджмента качества. Требования».
  • СТ РК ИСО 19011-2011 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента».
  • Менеджмент качества: практикум. /О.К. Денисова – Усть-Каменогорск, 2013. – 110 с.