Business accounting in commercial bank

Baytikenova Gulzhan Alpekovna

The instructor profile

Description: Дисциплина изучает основные теоретические и методические положения бухгалтерского учета и содержит детальный анализ учета основных операций коммерческого банка. В рамках курса студенты изучают практику организации бухгалтерского учета в коммерческом банке, нормативные требования, документооборот, знакомятся с основными принципами международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и практическими аспектами составления отчетности банка по МСФО.

Amount of credits: 3

Пререквизиты:

  • Fundamentals of accounting

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works 15
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 15
SAW (Student autonomous work) 45
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: Component by selection

Cycle: Base disciplines

Goal
  • формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по методологии и правилам организации бухгалтерского учета в коммерческом банке, использованию систематизированной финансовой информации для составления банковской отчетности, а также для принятия обоснованных решений исходя из особенностей функционирования кредитной организации.
Objective
  • изучить предмет, объекты, основные положения и назначение бухгалтерского учета; ознакомиться с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета и формированию учетной политики; читать и составлять финансовую отчетность БВУ, ориентироваться в основных вопросах техники, организации, принципах и содержании бухгалтерской отчетности.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • знать экономическую сущность счетов, состав и структуру бухгалтерской отчетности; ознакомиться с порядком и требованиями документального оформления операций банка; ознакомиться с видами отчетности банка, принципами ее составления. Знать основные законодательные акты, нормативные документы, стандарты бухгалтерского учета.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • владеть навыками анализа данных бухгалтерской отчетности для оценки результатов деятельности банка, ее имущественного положения, финансовых и операционных возможностей в целях наращивания прибыли, повышения устойчивости и поддержания финансовой стабильности.
Learning outcome: formation of judgments
  • Способен анализировать и интерпретировать бухгалтерскую информацию, содержащуюся в отчетности коммерческих банков
Learning outcome: communicative abilities
  • способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • владеет навыками пополнения и обновления базовых знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности
Teaching methods

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения вовлечения всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
1  rating Подготовка эссе 0-100
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение кейса, разбор практических ситуаций
Решение кейса, разбор практических ситуаций
Коллоквиум
2  rating Решение задач, разбор практических ситуаций 0-100
Решение задач, разбор практических ситуаций
Тестирование
Решение кейса, подготовка презентации
Коллоквиум
Total control Exam 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Основы учета и отчетности в банках
  • План счетов бухгалтерского учета в банках
  • Понятие о банковском счете и организация расчетных операций
  • Организация учета кассовых операций в банках
  • Организация учета вкладных операций
  • Организация учета кредитных операций
  • Организация учета внутрибанковских операций
  • Учет собственных средств банка
  • Отражение в учете доходов и расходов, определение финансового результата
  • Учет лизинговых операций, учет трастовых операций
  • Учет прочих операций: учет факторинговых операций, учет форфейтинговых операций, сейфовые услуги коммерческих банков
  • Операции в иностранной валюте и их учет
  • Операции с ценными бумагами и их учет
  • Финансовая отчетность в банках
Key reading
  • Миржакыпова С.Т. Бухгалтерский учет в банках: Учебник. Алматы: Экономика, 2007, 784 с.
  • Бондарева Т. Бухгалтерский учет в банках. Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс. 2014.
  • Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 января 2011 года № 3. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 февраля 2011 года № 6793. «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня, ипотечных организациях и акционерном обществе «Банк Развития Казахстана»». О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по вопросам ведения бухгалтерского учета и автоматизации ведения бухгалтерского учета. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № 108. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 сентября 2020 года № 21276
  • Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г., № 234 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.)
  • Международные стандарты финансовой отчетности
  • Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № 109. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 сентября 2020 года № 21275 «Об утверждении Инструкции по ведению бухгалтерского учета банками второго уровня, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан, акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" и ипотечными организациями»
Further reading
  • Сейткасымов Т.С., Шаяхметова К.О., Абдраимова Г.Т. Бухгалтерский учет и отчетность в банках. Алматы, 2000, 456 с.
  • Золотова Е.А. Учет и операционная деятельность в коммерческих банках - М: Финансы и статистика. 2010.
  • Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Оценка финансовой устойчивости кредитной организации. М.: КноРус. 2011.