Econometrics
Description: Econometrics studies quantitative and qualitative economic relationships using mathematical and statistical methods and models. Provides tools and methodology for evaluating the parameters of economic models. It is used for forecasting economic processes. We study the types of models, stages of their construction, paired and multiple linear and nonlinear regressions, the method of least squares, and criteria for evaluating the quality of the regression equation.
Amount of credits: 5
Пререквизиты:
- Statistics
Course Workload:
Types of classes | hours |
---|---|
Lectures | 15 |
Practical works | |
Laboratory works | 30 |
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
SAW (Student autonomous work) | 75 |
Form of final control | Exam |
Final assessment method |
Component: University component
Cycle: Base disciplines
Goal
- Цель преподавания курса «Эконометрия» заключается в том, чтобы дать студентам общее представление о методах и моделях эконометрики применяемых для анализа экономических процессов и показателей на основе статистических данных, особенностях и границах их применимости, роли эконометрики в теоретических и практических исследованиях в области экономики.
Objective
- Задачи: умение использовать методы эконометрики для прикладных целей. В частности, студенты должны уметь: – обосновывать закономерности изучаемого экономического объекта; – определять основные показатели, характеризующие объект; – устанавливать взаимосвязи между этими показателями; – формировать статистическую информацию о процессе; – специфицировать систему совместных уравнений (одно уравнение); – идентифицировать взаимосвязи между показателями в системе уравнений (одном уравнении); оценивать качество расчетов по модели; – выполнять практические расчеты по модели и делать экономико-математический анализ результатов. Уметь и иметь опыт эконометрического моделирования с использованием современных пакетов программ статистического анализа и мировых информационных ресурсов.
Learning outcome: knowledge and understanding
- обладает базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- знает тенденции социального развития общества, умеет адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях способен выполнять необходимые для составления финансовых разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
Learning outcome: formation of judgments
- владеет навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Learning outcome: communicative abilities
- способен работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; умеет находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- стремится к профессиональному и личностному росту владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре
Teaching methods
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Assessment of the student's knowledge
Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.
Period | Type of task | Total |
---|---|---|
1 rating | Коллоквиум | 0-100 |
Тестирование | ||
Решение задач | ||
Эссе | ||
2 rating | Индивидуальное задание | 0-100 |
Решение задач | ||
Индивидуальное задание | ||
Эконометрическое исследование (формулировка и решение задачи) | ||
Total control | Exam | 0-100 |
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | Good | Satisfactory | Unsatisfactory |
Evaluation form
The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:
- 40% of the examination result;
- 60% of current control result.
The final grade is calculated by the formula:
FG = 0,6 | MT1+MT2 | +0,4E |
2 |
Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;
E is a digital equivalent of the exam grade.
Final alphabetical grade and its equivalent in points:
The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:
Alphabetical grade | Numerical value | Points (%) | Traditional grade |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Excellent |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Good |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Satisfactory |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Unsatisfactory |
F | 0 | 0-24 |
Topics of lectures
- Введение в эконометрику
- Базовые понятия теории вероятности и статистики
- Парная линейная регрессия
- Проверка качества уравнения регрессии
- Множественная линейная регрессия
- Нелинейная регрессия
- Гетероскедастичность
- Автокорреляция
- Мультиколлинеарность
- Фиктивные переменные в регрессионных моделях
- Динамические модели и прогнозирование
- Системы одновременных уравнений Необходимость использования систем уравнений
Key reading
- Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. Учебное пособие. – М.: -Финансы и статистика, 2001.-368с.
- Бородич С.А. Эконометрика: Учеб. пособие / С.А. Бородич. — 2-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2004. — 416 с. — (Экономиче-ское образование).
- Грубер Й. Эконометрия. В 2 т. Т. 1: Введение в эконометрию. К., 1996. 397 с.
- Доугерти К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М,- 1997. 402 с.
- Емельянова И.Г. Эконометрия и прогнозирование. - М.: Экономика, 1985. -207с.
- Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черепных Ю.Н. Математические методы в экономике. М., 1997. 248 с.
- Кулинич Е.И. Эконометрия – М.: -Финансы и статистика, 2000.-304с.
- Луговская Л. В. Эконометрика в вопросах и ответах учеб пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 - 208 с.
- Магнус Я., Катышев П., Пересецкий А. Эконометрика. Начальный курс. М., 1997. 248 с.
- Носко В.П. Эконометрика для начинающих: Основные понятия, эле-ментарные методы, границы применимости, интерпретация результатов. М., 2000.
- Орлов А. И. Эконометрика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. 576 с.
- Практикум по эконометрике: Учеб. пособие / И. И. Елисеева, С. В. Курышева, Н. М. Гордеенко и др.; Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002. 192 с: ил.
- Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для ву-зов: В 2 т. — 2-е изд., испр. Т. 1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Теория вероятностей и прикладная статистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 656 с.
- Эконометрика: Учебник /под .ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и ста-тистика, 2002. -344с.