Fundamentals of heat-and-power equipment maintenance

Nurgalieva Asel Tleubekovna

The instructor profile

Description: Глубокое знание вопросов эксплуатации теплоэнергетического обору-дования, энергетических блоков и систем необходимо не только персоналу электростанций. Оно весьма необходимо специалистам, занимающимся про-ектированием и автоматизацией электростанций и теплосистем предприятий, монтажом, наладкой и ремонтом оборудования, а также работникам энерго-машиностроительных предприятий, занимающихся конструированием и созданием нового и серийного энергооборудования

Amount of credits: 5

Пререквизиты:

  • Boiler plants and steam generators

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 75
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: Component by selection

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • 1. Дать будущим специалистам знания, позволяющие с научной обоснованностью и технико-экономической целесообразностью назначать оптимальные межремонтные периоды энергооборудования и совершенствовать систему технологическою обслуживания и ремонт; 2. Приобретение студентами знаний и навыков, необходимых для свободной ориентации в практике эксплуатации основного оборудования ТЭС.
Objective
  • 1. Ознакомить с основными сведениями по надежности и причинами ее снижения в процессе эксплуатации энергооборудования; 2. Научить оценивать вероятные износы деталей и знать основные факторы, способствующие повышению долговечности деталей, сообщить сведения о современных способах восстановления изношенных деталей и научить методу выбора наиболее рациональных из них, которые с одной стороны были бы экономичны, а с другой стороны обеспечивали бы значительный срок службы отремонтированных узлов; 3. Приобрести навыки составления технологических процессов на ремонт теплоэнергетического оборудования;
Learning outcome: knowledge and understanding
  • Иметь представление о современных методах, позволяющих реализовать эффективные и экономичные технологии, обеспечивающие высокие показатели надежности; об основных технико-экономических проблемах и перспективах развития теории надежности теплоэнергетического оборудования.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • Иметь представление о методах прогнозирования надежности и ресурса тепловых установок с учетом особенностей работы теплоэнергетического оборудования; основные объекты, явления и процессы, связанные с надежностью теплоэнергооборудования.
Learning outcome: formation of judgments
  • Иметь представление о современных методах, позволяющих реализовать эффективные и экономичные технологии, обеспечивающие высокие показатели надежности; об основных технико-экономических проблемах и перспективах развития теории надежности теплоэнергетического оборудования.
Learning outcome: communicative abilities
  • Использовать ме¬тоды теории надежности в практических задачах расчета и исследования на¬дежностных структурных схем ТЭС. Иметь опыт расчета основных надежностных показателей конденсаци-онных и теплофикационных энергоблоков, резервирования при обеспечении надежности энергоснабжения потребителей электрической и тепловой энер-гии.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • В результате обучения студенты должны знать - режимы работы котельных агрегатов, паровых и газовых турбин; - порядок пуска и остановка котельных установок и процессы, влияющие на рациональное ведение пуско-остановочных режимов; - основы организации и управления процессом эксплуатации, обеспечивающим безаварийный режим работы котельной установки и вспомогательного оборудования на заданной производительности с минимальными потерями. Компетенции - основы теории теплообмена в турбомашинах при переходных режимах их работы; - пусковые схемы турбомашин; - технология пусков, остановов и обслуживания турбомашин и их вспомогательного оборудования.
Teaching methods

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
1  rating Практическая работа №1 "Понятие о теплофикации" 0-100
Практическая работа №2 "Показатели режимов работы электрических станции (ТЭС, АЭС)"
Практическая работа №3 "Тепловая экономичность и технико-экономические показатели электрических станций (ТЭС, АЭС)"
Практическая работа №4 "Конденсационные электростанций (КЭС)"
СРС №1 "Эксплуатация вспомогательного оборудования ТЭС."
СРС №2 "Рабочие диапазоны нагрузки котельных агрегатов ТЭС"
СРС №3 " Включение котла в магистраль и переход на основной вид топлива"
СРС №4 "Пусковая схема прямоточного котла. Особенности пуска"
СРС №5 "Останов и расхолаживание котельной установки"
Рубежный контроль №1
2  rating Практическая работа №5 "Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ)" 0-100
Практическая работа №6 "Атомные электростанции (АЭС)"
Практическая работа №7 "Расчет себестоимости тепловой и электрической энергии на ТЭЦ"
Практическая работа №8 "Пуск энергоблоков в работу"
СРС №6 "Загрязнения, эрозия и коррозия конвективных поверхностей нагрева"
СРС №7 "Явления, возникающие в турбине при нестационарных режимах"
СРС №8 "Останов паротурбинной установки"
СРС №9 "Очистка котлов от накипи. Гидравлическое испытание."
СРС №10 "Эксплуатация теплогенераторов"
Рубежный контроль №2
Total control Exam 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Введение
  • Основные эксплуатационные показатели
  • Организационная структура энергетического хозяйства предприятия
  • Эксплуатационный персонал
  • Требования к персоналу, его обучение и подготовка
  • Производственно-техническая документация
  • Техническое обслуживание и ремонт
  • Виды ремонтов и их планирование
  • Особенности эксплуатации теплоэнергетических и теплоиспользующих установок
  • Эксплуатация топливного хозяйства
  • Эксплуатация паровых и водогрейных котлов
  • Эксплуатация теплоиспользующих установок
  • Эксплуатация трубопроводов промышленных предприятий
  • Эксплуатация турбинных установок
  • Защита от коррозии основного и вспомогательного оборудования ТЭС
Key reading
  • Эксплуатация теплоэнергетических установок и систем - Паскарь Б.Л. 2004г.
  • Паули В. К., Жуков Ю. И., Сысоев И. Е. Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2013. – 224 с.
  • Буров В.Д., Дорохов Е.В., Елизаров Д.П. Тепловые электрические станции: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.:Изд-во МЭИ, 2009. – 466 с.
  • Котельные установки и их эксплуатация - Соколов Б.А. 2007г.
  • А.П. Сафонов. Сборник задач по теплофикации и тепловым сетям.
Further reading
  • Газотурбинные и парогазовые установки тепловых электростанций: учебное пособие для вузов/ С.В. Цанев, В.Д. Буров, А.Н. Ремезов: под ред. С.В. Цанева. – 3-е изд. – М.:Изд-во МЭИ, 2009. – 584 с.
  • Шатров М.Г., Иванов И.Е., Пришвин С.А. Сборник задач по теплотехнике: Учебник для ВУЗов, 2-е изд., М.:Изд-во Академия, 2012. –272 с.
  • Баталов Р.С. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов. Учебное пособие, 2-е изд., М.: Деан, 2012. –208с