История и философия науки
Описание: Ориентация на процессы, происходящие в области научных знаний и методики научных исследований на основе интеграции философии науки и естественно-технических наук. Формирование понимания логики исторической эволюции познавательной деятельности, содержания и структуры современной эпистемологии и смысла основных философских парадигм.
Количество кредитов: 3
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 15 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 15 |
СРО | 45 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Развитие научного мышления на основе истории науки, формирование метода и понимания философских достижений науки и влияния философских концепций на развитие науки.
Задача
- Изучить основные проблемы развития научного знания с точки зрения их трансформации в истории культуры; - освоить способы и принципы методологического исследования, их потенциал для развития использования в современной науки и технологии; - изучить теоретические вопросы реализации классического и постмодернисткого подходов понимания познавательного процесса, его особенности и перспектив.
Результат обучения: знание и понимание
- Основные эпистомологические модели и сущность рациональных понятий; - основные научные концепции; - научные и ненаучные формы и методы науки; - современные формы социально-гуманитарного образования; - глубокие профессиональные и научно-технические знания, необходимые для исследовательской работы.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь решать проблемы, возникающие в ходе актуальных научных-исследований; - Уметь использовать современные научные методы исследования; - На основе методологии научного познания уметь понимать и анализировать реалии теории и практики науки и техники на современном этапе.
Результат обучения: формирование суждений
- Магистрант должен уметь: - самостоятельно выполнять научно-исследовательскую и научно-педагогическую работу; - формулировать основы глубоких научно-методологических знаний в области естественно-технических науки и своей специальности.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Магистрант должен уметь: - использовать научные и методические знания на конференциях, симпозиумах, круглых столах, дискуссиях; - оппонировать коллегам по тематике исследования, осуществлять консультативную деятельность.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Магистрант умеет применять знания в области научно-исследовательской, педагогической и воспитательной работы, писать научные статьи и рефераты по своей специальности; - умеет глубоко анализировать актуальные проблемы современного научно-технического прогресса.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - классические: лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, собеседование, коллоквиум, экзамен; - магистрант-центрированное обучение, основанное на рефлексивном подходе к обучению со стороны обучающегося; - логико-аналитические технологии: логические схемы, таблицы, доклады по темам курса; - коммуникативные технологии: сократовский диалог, групповая дискуссия, конференция, «малые группы»; - метод кейс-стади: анализ социально-культурных реальных и гипотетических ситуаций, поиск возможных и оптимальных решений; - компетентностно-ориентированное обучение: «контекстное обучение», «обучение на основе личностного опыта»; - проектно-организованные технологии: использование философского знания для комплексного решения жизненно-практических вопросов, сценарно-прогностические модели развития общества и личности; - поисково-исследовательская (самостоятельная научно-исследовательская деятельность магистрантов в процессе обучения).
Темы лекционных занятий
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
- Тема
Основная литература
- Мареева Е.В. Мареев С.Н. Философия науки. Уч.пособие. М.,Инфро М 2015.-332с.
- Хрустолев Ю.М. Истории философия науки. Уч-к Р/на Д.Феникс, 2014-477с.
- Ғылым тарихы мен философиясы: магистранттарға арналған оқу құралы. / Д.Б. Тойматаев. - Қостанай: ҚР ІІМ Ш. Қабылбаев атындағы Қостанай. академиясы, 2016. – 209 б. http://kostacademy.kz/akademija/ooniirid/izdanija/2016/toymataev.pdf
- Инновации в образовательном процессе., методологические, теоретические и дисциплинарное аспекты. М., Усть-Каменогорск, 2014-540с. Ильенков Э.В. Диалектика и культура. Мат-лы XVI. Международной конференции "Ильенковские чтения" М.,2014-588с. История и философия науки. 2-ое изд.-Под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е. -М.,Инфра 2012-414с.
- Есім Ғ., Ғабитов Т., Бəйтенова Н., Алтай Ж. Ғылым тарихы мен философиясы. – Алматы, 2005. 380 б.
- Тяпин, И. Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс]: учеб. пособие /. – М.: Логос, 2014.
- Современные проблемы науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.Н. Ясницкий, Т.В. Данилевич.- 2-е изд. - М. : БИ-НОМ. 2012
- http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785996307548.html
- Методологические проблемы научного исследования. - Новосибирск.: Наука, 1984. - 317 с
- Ғылым тарихы мен философиясы / Алтаев Ж.А.: ЖОО-ның магистранттары және аспиранттарына арналған оқулық. – Алматы: Раритет, 2007 – 320 с.
- История и философия науки: общие проблемы: учебник для магистров, аспирантов и соискателей / авт.: Е. Николаева, Н. Хазиева. –Казань: Издательство Казанского университета, 2017.
- Поппер, Карл (2004). Логика научного открытия (переиздание ред.). Лондон и Нью-Йорк: классика Routledge. ISBN 978-0-415-27844-7 Впервые опубликован в 1959 году компанией Hutchinson & Co.3. Lindberg, David C. (1980). Science in the Middle Ages. University of Chicago Press. pp. 350–351.
- История и философия науки : [учеб. пособие] / [Н. В. БряИ907 ник, О. Н. Томюк, Е. П. Стародубцева, Л. Д. Ламберов] ; под общ. ред. Н. В. Бряник, О. Н. Томюк ; М-во образования и науки Рос. Ф едерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 288 с.
- Философия познания: век XXI. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. – 312 с.
- Сайт журнала «Философия науки». – Режим доступа: httр://philosophy.nsc.ru/journals.htm
- Институт философии РАН. – Журнал «Эпистемология и философия науки». Режим доступа: http://iph.ras.ru/journal.html
Дополнительная литература
- Feminist Philosophy of Science: Standpoint Matters.Alison Wylie - 2012 - Proceedings and Addresses of the American Philosophy Association 86 (2):47-76.
- http://znanium.com/bookread2.php
- A Critical Review for the Possibility of Science without ‘Eppue Si Muove’: From Thomas Kuhn’s Theory of Science to Psychology of Science.T. Erdem Yilmaz & Omer Faik Anli - 2019 - ViraVerita 9 (May, 2019):48-73.
- Абдильдин Ж.М., Нысанбаев А.Н. Диалектико-логические принципы построения теории. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 420 с.
- Герменевтика: история и современность. - М.: Мысль, 1985. - 306 с.
- Данилкин В.Г. Синергетика как современная парадигма науки. // Материалы международного симпозиума, посвященного 75-летию со дня рождения академика Лукьянова А.Т. - Алматы.: КазГУ, 1997. - 206 с.
- Ильенков Э.В. Гуманизм и наука. // Наука и нравственность. - М., 1971. - 416 с.
- Нысанбаев А.Н., Курбанов Р.О. Социологические и этические проблемы современной науки. – Алматы: Ғылым, 1988.
- Современная философия науки. Хрестоматия. / Сост. Печенкин А.А. – М., 1991.
- Наука в Казахстане: история и современность (философское исследование в двух книгах). Кн. 1. Алматы, 2006.
- Нысанбаев А.Н., Косиченко А.Г., Кадыржанов Р.К. Философский анализ в контексте социокультурной трансформации общества. – Алматы, 1995.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1977
- Гадамер, Х. Г. Истина и метод / Х. Г. Гадамер. М., 1988. С. 419.
- Фейерабенд, П. Структура научных революций / П. Фейерабенд. М., 1977
- Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. М., 2000. С. 172.
- Новая философская энциклопедия в 4-х т. \Институт философии РАН: Нац. Общественно-научный фонд. – М.: Мысль, 2000-2001. – Интернет версия издания. Режим доступа: http: //iph.ras.ru/enc.htm
- Стёпин В.С., Горохов В.А, Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 2004 - 400с.
- Философия науки. Хрестоматия. - М.: Изд. дом Международного универси-тета, 2006, 1000 с.