Медико-биологические основы безопасности

Букунова Альмира Шошановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности комплексная дисциплина, которая рассматривает взаимодействие окружающей среды и человека. Она объединяет знания биологии, физиологии, гигиены, токсикологии, медицины и психологии труда, формирует знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия организма человека с факторами среды обитания и о принципах их санитарно-гигиенического нормирования.

Betrag der Credits: 5

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Основной целью дисциплины является формирование знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия организма человека с факторами среды обитания и о принципах их санитарно-гигиенического нормирования.
Задача
  • - дать базовые представления об адаптационных и компенсаторных механизмах человеческого организма; - сформировать у будущих специалистов современные представления о физических, химических, биологических и психофизиологических факторах окружающей среды и их воздействие на организм человека; - познакомить студентов с санитарно-гигиенической регламентацией; - привить навыки применения приобретенных знаний для предупреждения профессиональных и иных заболеваний.
Результат обучения: знание и понимание
  • - дать базовые представления об адаптационных и компенсаторных механизмах человеческого организма; - сформировать у будущих специалистов современные представления о физических, химических, биологических и психофизиологических факторах окружающей среды и их воздействие на организм человека; - познакомить студентов с санитарно-гигиенической регламентацией; - привить навыки применения приобретенных знаний для предупреждения профессиональных и иных заболеваний.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания; - соблюдать нормы и правила безопасности с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды; - использовать современные приборы контроля санитарногигиенических критериев окружающей среды; - применять нормативную документацию по охране труда и соблюдению санитарно-гигиенических норм; - применять приобретенные знания для предупреждения профессиональных и иных заболеваний
Результат обучения: формирование суждений
  • принятия решения в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: сохранение здоровье; способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Владеть навыками принятия решения в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды
Lehrmethoden

В ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями; самостоятельное решение разнообразных задач; проблемно-ориентированное обучение; учебно-исследовательская деятельность; коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и др.).

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Выполнение заданий лабораторных занятий 0-100
Подготовить и защитить задания по темам, заданным в собственной работе студента
Сдача лекционных материалов
Промежуточные контрольные тесты
2  Bewertung Выполнение заданий лабораторных занятий 0-100
Подготовить и защитить задания по темам, заданным в собственной работе студента
Сдача лекционных материалов
Промежуточные контрольные тесты
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение. Цели и задачи курса. Предмет, методы, составные части дисциплины, ее общее содержание. Место курса в системе подготовки специалиста по безопасности жизнедеятельности. Роль знаний в эффективной защите людей от опасностей, этапы их приобретения.
  • Система «Человек – среда» Здоровье населения и окружающая среда. Здоровье - основной показатель жизнедеятельности человека. Здоровье населения и окружающая среда. Показатели здоровья населения. Общая заболеваемость.
  • Пути сокращения смертности от внешних причин: здоровый образ жизни, роль личных и коллективных мер безопасности.
  • Физиология труда Санитарно-эпидемиологическая деятельность и факторы, влияющие на здоровье. Условия жизнедеятельности, труда. Задачи физиологии труда. Классификация тяжести и напряженности труда.
  • Работоспособность. Утомление. Оптимальные допустимые, вредные и травмоопасные условия и характер труда. Степени условий труда.
  • Взаимодействие человека с окружающей средой Взаимодействия человека со средой обитания. Природная среда. Техногенная среда. Управление качеством среды. Гигиеническое нормирование. Совместимость человека и природы, человека и технической системы информационная, биофизическая, энергетическая, технико-эстетическая.
  • Закономерности адаптации организма человека Защитные системы организма.Защитные системы организма. Многоэтапность иммунной защиты: поверхностные барьеры, врожденный и приобретенный иммунитет. Системы компенсации неблагоприятных внешних условий. Адаптация и гомеостаз, толерантность.
  • Закономерности влияния факторов на организм Основные законы, лежащие в основе оценки неблагоприятного действия опасных и вредных факторов среды обитания на организм человека. Закон субъективной количественной оценки раздражителя - закон Вебера-Фехнера. Допустимое воздействие опасных факторов. Цели нормирования.
  • Механизмы токсичного действия ядов. Количественная оценка кумулятивных свойств промышленных ядов. Биологическое действие промышленных ядов
  • Токсикологические основы нормирования загрязняющих веществ .Токсичные вещества. Отравления Понятие о промышленной токсикологии. Общие сведения о токсичности веществ. Классификация ядов. Классификация отравлений
  • Профессиональные заболевания. Профессиональные заболевания и нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны и природной среде. Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест, в воде в почве.
  • Влияние негативных факторов производственной среды на организм человека Пыль и аэрозоли Промышленная пыль. Общая характеристика и классификация промышленной пыли. Влияние пыли на организм. Пылевые заболевания глаз. Заболевания кожи от воздействия пыли. Нормирование пыли. Меры профилактики пылевых заболеваний
  • Влияние микроклимата на организм человека Микроклимат и теплообмен человека с окружающей средой. Заболевания, вызываемые воздействием нагревающего микроклимата, инфракрасного излучения. Влияние низких температур на организм. Влияние атмосферного давления на организм человека
  • Виброакустические колебания Механические колебания. Вибрация. Вибрационная болезнь. Санитарно-гигиеническое нормирование вибраций. Акустические колебания (шум). Аудиометрия. Ультразвук: контактное и акустическое действие ультразвука. Инфразвук. Характер воздействия. Критерии оценки. Нормирование акустического воздействия. Профессиональные заболевания от воздействия шума, инфразвука и ультразвука. Опасность их совместного воздействия.
  • Сочетание действия вредных факторов среды Сочетание действия вредных факторов среды обитания. Влияние параметров микроклимата (температуры, влажности, барометрического давления) на токсичность ядов. Пылегазовые композиции. Сочетание вредных веществ и механических колебаний (вибрации, шума, ультразвука, электроагнитных иионизирующих излучений).
Основная литература
  • 1 Гончарова Е.Н.,.Храмцов Б.А, Янишин В.В., Рыбка О.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие – Белгород, изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова – 2015 г, 180с 2 Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. – М.: Мир, 2016. – 488 с. 3 Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 2015. – 480 с. 4 Пирузян Э.С. Генетическая инженерия растений. Новое в жизни науки и техники. – Серия Биология. –№ 5, 2017. – 47 с. 5 Баев А.А. Биотехнология. –Москва.-2015.-210с
Дополнительная литература
  • 6 Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум. – Учебное пособие: Издательский центр "Академия".- 2006.-256с. 7 Демакова, Е. А. Система мониторинга и управления безопасностью продукции: монография / Е. А. Демакова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2011. -158 с. // http://znanium.com/bookread2.php?book=422536 8 Взаимодействие физических полей с биологическими объектами / Е.И. Нефедов, Т.И. Субботина, А.А. Яшин. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 344 с. //http://znanium.com/bookread2.php?book=535220 9 Васильев, С. И. Основы промышленной безопасности. Ч. 1 : в 2 ч. учеб. пособие / С. И. Васильев, Л. Н. Горбунова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 502 с.// http://znanium.com/bookread2.php?book=492464 10 Сыцко, В.Е. Стандартизация и оценка соответствия [Электронный ресурс]: Учеб. пособие /В.Е. Сыцко [и др.]. - Минск : Выш. шк., 2012. - 237 с. //http://znanium.com/bookread2.php?book=508369