Медико-биологические основы безопасности
Описание: Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности комплексная дисциплина, которая рассматривает взаимодействие окружающей среды и человека. Она объединяет знания биологии, физиологии, гигиены, токсикологии, медицины и психологии труда, формирует знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия организма человека с факторами среды обитания и о принципах их санитарно-гигиенического нормирования.
Количество кредитов: 5
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | письменный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Основной целью дисциплины является формирование знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия организма человека с факторами среды обитания и о принципах их санитарно-гигиенического нормирования.
Задача
- - дать базовые представления об адаптационных и компенсаторных механизмах человеческого организма; - сформировать у будущих специалистов современные представления о физических, химических, биологических и психофизиологических факторах окружающей среды и их воздействие на организм человека; - познакомить студентов с санитарно-гигиенической регламентацией; - привить навыки применения приобретенных знаний для предупреждения профессиональных и иных заболеваний.
Результат обучения: знание и понимание
- - дать базовые представления об адаптационных и компенсаторных механизмах человеческого организма; - сформировать у будущих специалистов современные представления о физических, химических, биологических и психофизиологических факторах окружающей среды и их воздействие на организм человека; - познакомить студентов с санитарно-гигиенической регламентацией; - привить навыки применения приобретенных знаний для предупреждения профессиональных и иных заболеваний.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания; - соблюдать нормы и правила безопасности с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды; - использовать современные приборы контроля санитарногигиенических критериев окружающей среды; - применять нормативную документацию по охране труда и соблюдению санитарно-гигиенических норм; - применять приобретенные знания для предупреждения профессиональных и иных заболеваний
Результат обучения: формирование суждений
- принятия решения в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
- Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: сохранение здоровье; способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Владеть навыками принятия решения в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды
Методы преподавания
В ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями; самостоятельное решение разнообразных задач; проблемно-ориентированное обучение; учебно-исследовательская деятельность; коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и др.).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Выполнение заданий лабораторных занятий | 0-100 |
Подготовить и защитить задания по темам, заданным в собственной работе студента | ||
Сдача лекционных материалов | ||
Промежуточные контрольные тесты | ||
2 рейтинг | Выполнение заданий лабораторных занятий | 0-100 |
Подготовить и защитить задания по темам, заданным в собственной работе студента | ||
Сдача лекционных материалов | ||
Промежуточные контрольные тесты | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение
- Система «Человек – среда» Здоровье населения и окружающая среда
- Пути сокращения смертности от внешних причин: здоровый образ жизни, роль личных и коллективных мер безопасности
- Физиология труда Санитарно-эпидемиологическая деятельность и факторы, влияющие на здоровье
- Работоспособность
- Взаимодействие человека с окружающей средой Взаимодействия человека со средой обитания
- Закономерности адаптации организма человека Защитные системы организма
- Закономерности влияния факторов на организм Основные законы, лежащие в основе оценки неблагоприятного действия опасных и вредных факторов среды обитания на организм человека
- Механизмы токсичного действия ядов
- Токсикологические основы нормирования загрязняющих веществ
- Профессиональные заболевания
- Влияние негативных факторов производственной среды на организм человека Пыль и аэрозоли Промышленная пыль
- Влияние микроклимата на организм человека Микроклимат и теплообмен человека с окружающей средой
- Виброакустические колебания Механические колебания
- Сочетание действия вредных факторов среды Сочетание действия вредных факторов среды обитания
Основная литература
- 1 Гончарова Е.Н.,.Храмцов Б.А, Янишин В.В., Рыбка О.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие – Белгород, изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова – 2015 г, 180с 2 Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. – М.: Мир, 2016. – 488 с. 3 Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 2015. – 480 с. 4 Пирузян Э.С. Генетическая инженерия растений. Новое в жизни науки и техники. – Серия Биология. –№ 5, 2017. – 47 с. 5 Баев А.А. Биотехнология. –Москва.-2015.-210с
Дополнительная литература
- 6 Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум. – Учебное пособие: Издательский центр "Академия".- 2006.-256с. 7 Демакова, Е. А. Система мониторинга и управления безопасностью продукции: монография / Е. А. Демакова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2011. -158 с. // http://znanium.com/bookread2.php?book=422536 8 Взаимодействие физических полей с биологическими объектами / Е.И. Нефедов, Т.И. Субботина, А.А. Яшин. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 344 с. //http://znanium.com/bookread2.php?book=535220 9 Васильев, С. И. Основы промышленной безопасности. Ч. 1 : в 2 ч. учеб. пособие / С. И. Васильев, Л. Н. Горбунова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 502 с.// http://znanium.com/bookread2.php?book=492464 10 Сыцко, В.Е. Стандартизация и оценка соответствия [Электронный ресурс]: Учеб. пособие /В.Е. Сыцко [и др.]. - Минск : Выш. шк., 2012. - 237 с. //http://znanium.com/bookread2.php?book=508369