Медико-биологические основы безопасности

Букунова Альмира Шошановна

Портфолио преподавателя

Описание: Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности комплексная дисциплина, которая рассматривает взаимодействие окружающей среды и человека. Она объединяет знания биологии, физиологии, гигиены, токсикологии, медицины и психологии труда, формирует знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия организма человека с факторами среды обитания и о принципах их санитарно-гигиенического нормирования.

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля письменный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Основной целью дисциплины является формирование знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия организма человека с факторами среды обитания и о принципах их санитарно-гигиенического нормирования.
Задача
  • - дать базовые представления об адаптационных и компенсаторных механизмах человеческого организма; - сформировать у будущих специалистов современные представления о физических, химических, биологических и психофизиологических факторах окружающей среды и их воздействие на организм человека; - познакомить студентов с санитарно-гигиенической регламентацией; - привить навыки применения приобретенных знаний для предупреждения профессиональных и иных заболеваний.
Результат обучения: знание и понимание
  • - дать базовые представления об адаптационных и компенсаторных механизмах человеческого организма; - сформировать у будущих специалистов современные представления о физических, химических, биологических и психофизиологических факторах окружающей среды и их воздействие на организм человека; - познакомить студентов с санитарно-гигиенической регламентацией; - привить навыки применения приобретенных знаний для предупреждения профессиональных и иных заболеваний.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания; - соблюдать нормы и правила безопасности с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды; - использовать современные приборы контроля санитарногигиенических критериев окружающей среды; - применять нормативную документацию по охране труда и соблюдению санитарно-гигиенических норм; - применять приобретенные знания для предупреждения профессиональных и иных заболеваний
Результат обучения: формирование суждений
  • принятия решения в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: сохранение здоровье; способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Владеть навыками принятия решения в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды
Методы преподавания

В ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями; самостоятельное решение разнообразных задач; проблемно-ориентированное обучение; учебно-исследовательская деятельность; коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и др.).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Выполнение заданий лабораторных занятий 0-100
Подготовить и защитить задания по темам, заданным в собственной работе студента
Сдача лекционных материалов
Промежуточные контрольные тесты
2  рейтинг Выполнение заданий лабораторных занятий 0-100
Подготовить и защитить задания по темам, заданным в собственной работе студента
Сдача лекционных материалов
Промежуточные контрольные тесты
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Система «Человек – среда» Здоровье населения и окружающая среда
  • Пути сокращения смертности от внешних причин: здоровый образ жизни, роль личных и коллективных мер безопасности
  • Физиология труда Санитарно-эпидемиологическая деятельность и факторы, влияющие на здоровье
  • Работоспособность
  • Взаимодействие человека с окружающей средой Взаимодействия человека со средой обитания
  • Закономерности адаптации организма человека Защитные системы организма
  • Закономерности влияния факторов на организм Основные законы, лежащие в основе оценки неблагоприятного действия опасных и вредных факторов среды обитания на организм человека
  • Механизмы токсичного действия ядов
  • Токсикологические основы нормирования загрязняющих веществ
  • Профессиональные заболевания
  • Влияние негативных факторов производственной среды на организм человека Пыль и аэрозоли Промышленная пыль
  • Влияние микроклимата на организм человека Микроклимат и теплообмен человека с окружающей средой
  • Виброакустические колебания Механические колебания
  • Сочетание действия вредных факторов среды Сочетание действия вредных факторов среды обитания
Основная литература
  • 1 Гончарова Е.Н.,.Храмцов Б.А, Янишин В.В., Рыбка О.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие – Белгород, изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова – 2015 г, 180с 2 Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. – М.: Мир, 2016. – 488 с. 3 Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 2015. – 480 с. 4 Пирузян Э.С. Генетическая инженерия растений. Новое в жизни науки и техники. – Серия Биология. –№ 5, 2017. – 47 с. 5 Баев А.А. Биотехнология. –Москва.-2015.-210с
Дополнительная литература
  • 6 Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум. – Учебное пособие: Издательский центр "Академия".- 2006.-256с. 7 Демакова, Е. А. Система мониторинга и управления безопасностью продукции: монография / Е. А. Демакова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2011. -158 с. // http://znanium.com/bookread2.php?book=422536 8 Взаимодействие физических полей с биологическими объектами / Е.И. Нефедов, Т.И. Субботина, А.А. Яшин. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 344 с. //http://znanium.com/bookread2.php?book=535220 9 Васильев, С. И. Основы промышленной безопасности. Ч. 1 : в 2 ч. учеб. пособие / С. И. Васильев, Л. Н. Горбунова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 502 с.// http://znanium.com/bookread2.php?book=492464 10 Сыцко, В.Е. Стандартизация и оценка соответствия [Электронный ресурс]: Учеб. пособие /В.Е. Сыцко [и др.]. - Минск : Выш. шк., 2012. - 237 с. //http://znanium.com/bookread2.php?book=508369