Emergencies of natural and technogenic nature

Azamatova Zhanerke Kydyrbekovna

The instructor profile

Description: Дисциплина ориентирована на развития профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровье сберегающего поведения; опасные ситуации природного и техногенного характера и защита от них и раскрытие систему знаний, о силе природы ее стихийных проявлениях, которые вызывают чрезвычайные ситуации: бедствия, разрушение, гибель людей, стихийные явления в стране и за рубежом.

Amount of credits: 3

Пререквизиты:

  • Engineering Graphics

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works 15
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 15
SAW (Student autonomous work) 45
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: Component by selection

Cycle: Base disciplines

Goal
  • Основной целю дисциплины является дать студентам систему знаний, раскрыть силы природы, стихийные проявления, которые вызывают чрезвычайные ситуации: бедствия, разрушение, гибель людей. Сущность необходимых знаний о возможных стихийных явлениях в стране и за рубежом, их особенностях, правилам поведения и мерой защиты.
Objective
  • Задачей изучения дисциплины 'Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера' является получение знаний о: - опасных и чрезвычайных ситуациях среды природного, техногенного и социального происхождения; - организации защиты населения и территорий в мирное и военное время; - правовых нормативно-технических и организационных основах безопасности жизнедеятельности.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • Должен владеть: - основными способами индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья при стихийных бедствиях и Должен демонстрировать способность и готовность: - готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов - владеть психолого-педагогическим и медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения основам безопасного поведения и совершенствования физических и психических качеств безопасной жизнедеятельности
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • - иметь способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
Learning outcome: formation of judgments
  • Дисциплина 'Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера' предназначена для формирования у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, приобретения знаний и умений видеть и оценивать опасные ситуации, а также вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. В силу специфики своей направленности данная дисциплина нацелена на приобретение студентами знаний и навыков ряда физических и психологических качеств, необходимых для адаптации к современным условиям среды обитания.
Learning outcome: communicative abilities
  • способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • Владеть способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
Teaching methods

Технология контекстного обучения – обучение в контексте профессии (реализуется в учебных заданиях, учитывающих специфику направления и профиля подготовки). Технология интерактивного обучения (реализуется в форме учебных заданий, предполагающих взаимодействие обучающихся, использование активных форм обратной связи). Технология электронного обучения (реализуется при помощи электронной образовательной среды ВКГТУ при использовании ресурсов электронно-библиотечной системы, при проведении автоматизированного тестирования).

Topics of lectures
  • Классификация чрезвычайных ситуаций
  • Характеристика ЧС природного характера
  • ЧС геологического характера
  • ЧС метеорологического характера
  • ЧС гидрологического характера
  • Природные пожары
  • Биологические ЧС
  • ЧС техногенного характера
  • Аварии на химически опасных объектах
  • Аварии на радиационно опасных объектах
  • Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
  • Аварии на гидродинамически опасных объектах
  • ЧС экологического характера
  • Изменения состояния биосферы
Key reading
  • 1. К.Т. Жантасов, А.Т. Сулейменова, ИП Назарбеков Б.Б. Маханов, Е.Н. Koчeров. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, учебники. Министерство образования и науки РК, Алматы. 2011 г. - 272 стр.2. Жантасов Е.Н. Кочеров А.С. Наукенова М.К. Жантасов. Охрана труда и здоровье, учебники. Министерство образования и науки Республики Казахстан, Алматы, 2012-512 стр. 3 Закон Республики Казахстан о чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера 4. Закон Республики Казахстан о гражданской обороне 5.C. Aрпабеков. Безопасность жизнедеятельности, учебник. Алматы 2004 - 256 страниц
Further reading
  • 1. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / Л. А. Михайлов [и др.] ; ред. Л. А. Михайлов. - 2-е изд. - М. ; СПб. ; Н. Новгород : Питер, 2012. - 460 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: С. 456 2. Безопасность жизнедеятельности : учебник для студ. вузов / ред. Э. А. Арустамов. - 18-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К°, 2013. - 445 с. - (Учебные издания для бакалавров).