Радиационная физика и радиационное материаловедение
Beschreibung: Общие представления о радиационной повреждаемости материалов. Потенциалы и сечения взаимодействия. Тормозная способность вещества. Перенос излучения через вещество и пробеги сторонних частиц. Смещения атомов вещества и первично выбитые атомы. Динамические радиационные эффекты в кристаллах. Движущиеся атомы. Каскады движущихся атомов и каскадная функция. Пространственное распределение дефектов в каскадах. Описание процессов отжига.
Betrag der Credits: 6
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 15 |
| Praktische Arbeiten | 15 |
| Laborarbeiten | 30 |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 90 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Интенсивное развитие современной энергетики, связанное с созданием ядерных реакторов и проектированием термоядерных установок, заставило физиков обратить пристальное внимание на изучение закономерностей в поведении конструкционных материалов, подверженных действию высокоэнергетического облучения, непременно сопровождающего высвобождение энергии в ядерных и термоядерных процессах.
Задача
- Задачей данного курса является ознакомление студентов с основными физическими явлениями, которые происходят в твердых телах под действием ядерных излучений и приводят к изменению макроскопических свойств материалов ядерно-энергетических установок, экспериментальными методами исследования механических, электрофизических, оптических свойств. Значительное внимание уделяется применению пучков низко- и высокоэнергетических ионов для модификации свойств различных твердых тел.
Результат обучения: знание и понимание
- После изучения курса магистрант должен знать дислокации и основные механизмы деформации. Деформационное упрочнение сплавов. Методы упрочнения сплавов. Методы обеспечения пластичности и вязкости, метод ионной имплантации.
- Навыки: принципы и структуру организации научной деятельности использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований
- использования современных информационных технологий в образовательном процессе
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применять методы визуальной диагностики минерала, определять распространенные рудные и породообразующие минералы в образцах. Провести анализ парагенетической
Результат обучения: формирование суждений
- формировать суждения о основных методов изучения кристаллов, минералов и их свойств, уметь различать кристаллы и минералы по их свойствам и характеристикам, иметь представление о минералах и горных породах имеющих большое практическое значение.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Владение внутренней культурой обращения с кристаллами минералов и минеральными агрегатами, предусматривающей бережное отношение к образцам минералов, умение выделить характерную или ранее неизвестную особенность минерала, определить его музейную ценность.
Основная литература
- Материаловедение. Под ред.Б.Н. Арзамасова, Г.Г. Мухи-на. -М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. - 648 с. повреждения металлов и сплавов. - М.: Энерго-атомиздат, 1985. -240 с.
- 1.Гуляев А.П. Металловедение. - М.: Металлургия, 1976. - 480 с. 2. Баженов А.И. Минералогия: учебное пособие / А.И. Баженов, К.Л. Новосёлов, Т.И. Полуэктова; Томский политехнический университет.– Томск: Изд-во ТПУ, 2001.– 120 с. 3.Novoselov, Konstantin L. Crystallography, Mineralogy : textbook. — Tomsk: TPU Press, 2005. — (Textbooks of Tomsk Polytechnic University). Part. 1. — 2005. — 93 p. 4.Новоселов К.Л. Руководство к лабораторным занятиям и самостоятельной работе по геометрической кристаллографии.— Томск: Изд. ТПУ, 2006 —52 с.
- Ибрагимов Ш.Ш., Кирсанов В.В., Пятилетов Ю.С. Радиационные