Принципы и подходы при подсчете запасов полезных ископаемых

Амралинова Бакытжан Базарбековна

Портфолио преподавателя

Описание: Изучается процесс прогнозирования, выявления и предварительной оценки месторождений полезных ископаемых, заслуживающих постановки разведочных работ. Также рассматривается комплекс исследований, в составе которого обязательны надземные и подземные крупномасштабные геологические съемки, геофизические исследования, опробование полезного ископаемого, гидрогеологические изыскания, топографические и маркшейдерские работы.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Поиски и разведка МПИ

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Цель изучения дисциплины дать студентам теоретические и практические основы предмета, ознакомление и изучение с методами поисков и разведки месторождений полезных ископаемым, их геолого-экономическая оценка и подсчет запасов.
Задача
  • Роль курса научить студентов основным методам прогнозирования, поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, умению использовать их в различных геологических обстановках на тех или иных стадиях геологоразведочного процесса. Изучение дисциплины дает возможность студенту овладеть методологическими основами проведения разведочных работ, научными основами комплексирования геологических и геофизических методов при разведке месторождений, методам опробования и аналитических работ, принципы геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых и основами геологического обслуживания горнорудных предприятий на эксплуатируемых месторождениях.
Результат обучения: знание и понимание
  • Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов соответствующего уровня образования и выражаются через компетенции. Знания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить умение студента выявить основные геологические предпосылки прогнозирования, составлять проект и грамотно проводить геолого-поисковые и разведочные работы. Комплексно изучать перспективные площади, структуры и участки, составлять геологические, шлиховые, геохимические и прогнозно-металлогенические карты, прослеживать и оконтуривать залежи полезных ископаемых, определять прогнозные ресурсы (и запасы) полезных ископаемых, проводить геолого-экономическую оценку изучаемого объекта и оценивать эффективность поисковых и разведочных работ.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Знания, полученные при изучении дисциплины помогут молодым специалистам при поисково-оценочных исследованиях месторождений полезных ископаемых на практике и в будущем работая на производстве.
Результат обучения: формирование суждений
  • Компетенция изучения дисциплины позволяет приобрести навыки проектирования, организации и ведения геологоразведочных работ на месторождения полезных ископаемых, проведения геологической документации, прослеживания и оконтуривания тел полезных ископаемых современными техническими средствами, опробования полезных ископаемых в недрах и в добытой горной массе, оценки запасов полезных ископаемых в недрах
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Развить коммуникативные способности, необходимые для работы в команде.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки. Студент должен уметь выявить основные геологические предпосылки прогнозирования, составлять проект и грамотно проводить геолого-поисковые и разведочные работы. Комплексно изучать перспективные площади, структуры и участки, составлять геологические, шлиховые, геохимические и прогнозно-металлогенические карты, прослеживать и оконтуривать залежи полезных ископаемых, определять прогнозные ресурсы (и запасы) полезных ископаемых, проводить геолого-экономическую оценку изучаемого объекта и оценивать эффективность поисковых и разведочных работ. Оценивать возможное рациональное использование минеральных ресурсов; разработать важнейшие мероприятия по охране недр при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых.
Методы преподавания

Основные образовательные технологии — это теоретические основы и методы подсчета запасов месторождений полезных ископаемых. связанные с компьютерными методами оценки месторождений, термины и определения в области классификации; правила и порядок проведения классификации запасов. Необходимо грамотно подготовить базу геологоразведочных данных и исходные данные для подсчета запасов; работать в пакете MICROMINE: импортировать исходные данные, проводить проверку данных, загружать данные в трехмерную среду VizEx, оконтуривать геологические объекты, строить каркасную модель, создавать блочную модель, подсчитывать запасы разными методами.

Темы лекционных занятий
  • Тема 1
  • Тема 2
  • Тема 3
  • Тема 4
  • Тема 5 Методы подсчета запасов
  • Тема 6
  • Тема 7
  • Тема 8
Основная литература
  • 1. Электронное учебное издание УМКД по дисциплине «Рудничная геология» (программа для ЭВМ, задачник по лабораторным работам. (ИС 010003). Авторское свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права. № 2300 от 10 октября 2017г. 2. Электронное учебное издание УМКД по дисциплине «Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» (программа для ЭВМ, задачник по лабораторным работам. ИС 009029). Авторское свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права. 3. Черненко З.И. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Учебное пособие для студентов и магистрантов геологических специальностей // ВКГТУ. - Усть-Каменогорск, 2012. – 190с. 4. MICROMINЕ Pty Ltd, ТОО «Горно-геологический дизайн». 5. Mining of Mineral Deposits : учебник / Genadiy Pivnyak [et al.]. - Лондон : CRC Press, 2013. - 372 p. Геннадий Пивняк [и др.]. - London : CRC пресс.