Маркшейдерское дело при подземных горных работах
Описание: Данная дисциплина представляет собой общетеоретические и практические аспекты по маркшейдерскому обеспечению горного предприятия всем необходимым для осуществления рационального, бесперебойного и перспективного ведения горных работ на всех этапах освоения месторождений полезных ископаемых (разведке, проектировании, строительстве, эксплуатации), вплоть до ликвидации горных предприятий и рекультивации (восстановления) нарушенных земель горными работами.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Маркшейдерско-геодезическое инструментоведение
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Дисциплина ставит целью изучение технических требований и указаний по построению маркшейдерских опорных и съемочных сетей; съемке горных выработок при подземном способах разработки; маркшейдерским работам при строительстве (реконструкции) предприятий по добыче полезных ископаемых; составлению и ведению маркшейдерской документации, а также практическое овладение полученными знаниями.
Задача
- Задачи изучения дисциплины «Маркшейдерское дело на подземных горных работах»: достижение профессиональной подготовленности студента к решению задач, соответствующих его квалификации, согласно требованиям государственного общеобразовательного стандарта образования.
Результат обучения: знание и понимание
- пользоваться традиционным и современным оборудованием, применяемым при работах на шахтах и карьерах; – практически применять изученные методы измерений; – выполнять камеральную обработку материалов, отвечающую требованиям ГОСТ; – оформлять маркшейдерско-графическую документацию.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- О всех этапах освоения месторождений полезных ископаемых (разведке, проектировании, строительстве, эксплуатации), вплоть до ликвидации горных предприятий и рекультивации (восстановления) нарушенных земель горными работами. - о специфике работы маркшейдера на промышленных площадках.
Результат обучения: формирование суждений
- – методы создания новых и пополнение существующих разрезов в масштабах 1:500, 1:200 по всем планируемым выработкам, камерам для наглядной видимости выработок пройденных ранее на всех высотных отметках;. – задание направлений на все горизонтальные, наклонные и вертикальные выработки; – производство съемок всех горных выработок с последующим их нанесением на планшеты масштаба 1:500; – ведение книги маркшейдерских указаний (показывать задание направления с чертежами, считать и указывать домеры на все выработки, указывать любые отклонения от проекта, несоответствие крепи паспорту крепления и т.д).
Результат обучения: коммуникативные способности
- Уметь находить компромисы, соотносить свое мнение с мнением коллектива и быть способным к работе в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Стремиться к профессиональному и личностному росту в профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуру Иметь навыки ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Практическое занятие | 0-100 |
| Практическое занятие | ||
| Практическое занятие | ||
| Задания по лекциям. Контрольная работа | ||
| 2 рейтинг | Практическое занятие | 0-100 |
| Практическое занятие | ||
| Задания по лекциям. Контрольная работа | ||
| Практическое занятие | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предмет курса «Маркшейдерское дело»
- Подземные горизонтальные маркшейдерские съемки
- Ориентирно-соединительные съемки
- Ориентирно-соединительные съемки
- Теодолитная съемка в шахте
- (продолжение)
- Маркшейдерские работы на промышленной площадке шахты
- Задачи, решаемые маркшейдерской службой на горных предприятиях
- Задачи, решаемые маркшейдерской службой на горных предприятиях (продолжение)
- Съемочные работы
- Съемочные работы (продолжение)
- Съемочные работы (продолжение)
- Маркшейдерские замеры
- Горная графическая документация
- Горная графическая документация (продолжение)
Основная литература
- Основы геодезии и маркшейдерии, Смолич С.В., Верхотуров А.Г., Юдина И.Н., 2016.
- Методическая разработка. (по выполнению СРСП (курсовая работа) по курсу «Маркшейдерское дело». Ипалаков Т.Т. Изд-во ВКГТУ, 2013
- Методическая разработка. (по выполнению практических занятий по курсу «Маркшейдерское дело». Ипалаков Т.Т., Рахымбердина М.Е. Изд-во ВКГТУ, 2013
- Касенов Б.С., Жаркимбаев Б.М., Солтабаева С.Т. Практикум общего курса маркшейдерского дела / Учебное пособие. – Алматы: КазНИТУ имени К.И.Сатпаева, 2015 – 126
- Конспект лекций по курсу «Маркшейдерское дело». Ипалаков Т.Т. Изд-во ВКГТУ, 2013
Дополнительная литература
- И.И. Попов, Б.М. Жаркимбаев. Маркшейдерское дело. Алматы, 2000 – с.ил.
- Симонян Р.Р. Маркшейдерское дело. - М.:Недра, 1982.– 303с.
- И.Н. Ушаков и др. Маркшейдерское дело. М.- Недра, 1989, 437 с.; ил.
- Борщ-Компониец В.И. Геодезия и маркшейдерское дело.— М.:Недра, 1989.