Маркшейдерское дело при подземных горных работах

Ипалаков Тулеген Турсунович

Портфолио преподавателя

Описание: Данная дисциплина представляет собой общетеоретические и практические аспекты по маркшейдерскому обеспечению горного предприятия всем необходимым для осуществления рационального, бесперебойного и перспективного ведения горных работ на всех этапах освоения месторождений полезных ископаемых (разведке, проектировании, строительстве, эксплуатации), вплоть до ликвидации горных предприятий и рекультивации (восстановления) нарушенных земель горными работами.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Маркшейдерско-геодезическое инструментоведение

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Дисциплина ставит целью изучение технических требований и указаний по построению маркшейдерских опорных и съемочных сетей; съемке горных выработок при подземном способах разработки; маркшейдерским работам при строительстве (реконструкции) предприятий по добыче полезных ископаемых; составлению и ведению маркшейдерской документации, а также практическое овладение полученными знаниями.
Задача
  • Задачи изучения дисциплины «Маркшейдерское дело на подземных горных работах»: достижение профессиональной подготовленности студента к решению задач, соответствующих его квалификации, согласно требованиям государственного общеобразовательного стандарта образования.
Результат обучения: знание и понимание
  • пользоваться традиционным и современным оборудованием, применяемым при работах на шахтах и карьерах; – практически применять изученные методы измерений; – выполнять камеральную обработку материалов, отвечающую требованиям ГОСТ; – оформлять маркшейдерско-графическую документацию.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • О всех этапах освоения месторождений полезных ископаемых (разведке, проектировании, строительстве, эксплуатации), вплоть до ликвидации горных предприятий и рекультивации (восстановления) нарушенных земель горными работами. - о специфике работы маркшейдера на промышленных площадках.
Результат обучения: формирование суждений
  • – методы создания новых и пополнение существующих разрезов в масштабах 1:500, 1:200 по всем планируемым выработкам, камерам для наглядной видимости выработок пройденных ранее на всех высотных отметках;. – задание направлений на все горизонтальные, наклонные и вертикальные выработки; – производство съемок всех горных выработок с последующим их нанесением на планшеты масштаба 1:500; – ведение книги маркшейдерских указаний (показывать задание направления с чертежами, считать и указывать домеры на все выработки, указывать любые отклонения от проекта, несоответствие крепи паспорту крепления и т.д).
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь находить компромисы, соотносить свое мнение с мнением коллектива и быть способным к работе в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Стремиться к профессиональному и личностному росту в профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуру Иметь навыки ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическое занятие 0-100
Практическое занятие
Практическое занятие
Задания по лекциям. Контрольная работа
2  рейтинг Практическое занятие 0-100
Практическое занятие
Задания по лекциям. Контрольная работа
Практическое занятие
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предмет курса «Маркшейдерское дело»
  • Подземные горизонтальные маркшейдерские съемки
  • Ориентирно-соединительные съемки
  • Ориентирно-соединительные съемки
  • Теодолитная съемка в шахте
  • (продолжение)
  • Маркшейдерские работы на промышленной площадке шахты
  • Задачи, решаемые маркшейдерской службой на горных предприятиях
  • Задачи, решаемые маркшейдерской службой на горных предприятиях (продолжение)
  • Съемочные работы
  • Съемочные работы (продолжение)
  • Съемочные работы (продолжение)
  • Маркшейдерские замеры
  • Горная графическая документация
  • Горная графическая документация (продолжение)
Основная литература
  • Основы геодезии и маркшейдерии, Смолич С.В., Верхотуров А.Г., Юдина И.Н., 2016.
  • Методическая разработка. (по выполнению СРСП (курсовая работа) по курсу «Маркшейдерское дело». Ипалаков Т.Т. Изд-во ВКГТУ, 2013
  • Методическая разработка. (по выполнению практических занятий по курсу «Маркшейдерское дело». Ипалаков Т.Т., Рахымбердина М.Е. Изд-во ВКГТУ, 2013
  • Касенов Б.С., Жаркимбаев Б.М., Солтабаева С.Т. Практикум общего курса маркшейдерского дела / Учебное пособие. – Алматы: КазНИТУ имени К.И.Сатпаева, 2015 – 126
  • Конспект лекций по курсу «Маркшейдерское дело». Ипалаков Т.Т. Изд-во ВКГТУ, 2013
Дополнительная литература
  • И.И. Попов, Б.М. Жаркимбаев. Маркшейдерское дело. Алматы, 2000 – с.ил.
  • Симонян Р.Р. Маркшейдерское дело. - М.:Недра, 1982.– 303с.
  • И.Н. Ушаков и др. Маркшейдерское дело. М.- Недра, 1989, 437 с.; ил.
  • Борщ-Компониец В.И. Геодезия и маркшейдерское дело.— М.:Недра, 1989.