Основы горного дела

Абдрашева Замира Жомартовна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина «Основы горного дела» является одной из первых дисциплин формирующих профиль подготовки специалистов горного производства, охватывающей разведку месторождений полезных ископаемых, их разработку, первичную переработку, строительство горных предприятий и подземных сооружений различного назначения.

Betrag der Credits: 3

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 15
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 45
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Цель - дать студентам теоретические основы предмета, представление о добыче различных полезных ископаемых подземным, открытием, геотехнологическими и другими способами, а также технология видения и обеспечения горных работ.
Задача
  • Задачи изучения дисциплины - создание студента первоначальной базы знаний по терминологии горного производства, комплекса понятий, формирующих область деятельности человека при освоении земных недр, понятий о качестве добываемого полезного ископаемого и способах его улучшения.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать и понимать - основные горное предприятия Казахстана, основные понятия по горным породам, полезным ископаемым, о видах добываемых твердых ПИ, формы и элементы залегания месторождений ПИ, физические свойства горных пород, основные свойства и классификацию горных пород, способы добычи полезных ископаемых
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - чтения условных обозначений на горных чертежах; - расчет различных типов крепей.
Результат обучения: формирование суждений
  • - сбор, анализ и обобщение методологических принципов и подходов к решению горно-технологических задач;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь строить простые схемы вскрытия, знать технологию проведения вертикальных стволов, уметь строить охранного целика вертикального ствола, определение линейных размеров сечений выработок, построение планограмм проходки горных выработок, расчет параметров области пластической деформации
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • уметь выполнять организационно-управленческую работу, принимать производственно-технологические решения, выполнять расчетно-проектные работы
Lehrmethoden

Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления. Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом.

Темы лекционных занятий
  • Основные определения подземных горных работ. Горное производство.
  • Основные сведения о горных породах и полезных ископаемых
  • Горные выработки
  • Основные свойства и классификация горных пород
  • Разрушение горных пород
  • Механика горных пород.
  • Основные понятия по открытым горным разработкам
  • Проведение горизонтальных и наклонных выработок в крепких однородных породах
  • Стадии разработки месторождений. Шахтное поле и деление его на части
  • Подготовка пластов в шахтном поле
  • Очистные работы в шахтах
  • Основы подземной разработки рудных месторождений
  • Основы открытой разработки месторождении полезных ископаемых
  • Основы переработки и обогащения полезных ископаемых
  • Основы добычи жидких и газообразных полезных ископаемых
Основная литература
  • Смағұлов З.М., Арыстан И.Д. «Тау- кен саласындағы орысша қазақша терминологиялық сөздіктер» ҚарМТУ, Қарағанды, 1996
  • Егоров П.В. Основы горного дела. Москва, 2000
  • Бобер Е.А. Основы горного дела: Учеб.пособие.Ч.1-2002
  • Васючков В.Ф. Горное дело.-М.:Недра , 2000
  • Килячков А.П. Технология горного производства.-М:Недра, 2002