Операционные системы, среды и оболочки

Котлярова Ирина Александровна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина рассматривает архитектуру и принципы функционирования многозадачных ОС (Windows, Linux), набор основных команд и интерфейсов, сред и оболочек. Обеспечивает знания и умения, достаточные для установки, конфигурирования и сопровождения операционных систем, управления ресурсами персонального компьютера и учетными записями пользователей, обеспечения безопасности ресурсов.

Количество кредитов: 4

Пререквизиты:

  • Алгоритмы, структуры данных и программирование

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 45
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Подготовка специалистов, обладающих знаниями об архитектуре современных операционных систем и способных применять свои знания для установки и сопровождения программных и технических средств, а также для работы с операционными системами на системном уровне.
Задача
  • ознакомление с архитектурой и принципами функционирования многозадачных и работающих в сети операционных систем, на примере операционных систем Windows 7/8, Linux;
  • изучение структуры современных операционных систем и принципов функционирования основных подсистем;
  • приобретение навыков по администрированию и конфигурированию ОС, используя средства графического интерфейса и командных оболочек.
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать знания по архитектуре, основным командам и интерфейсам операционных систем Windows 7/8, Linux;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • инсталлировать операционные системы Windows и Linux, осуществлять настройку и отладку их компонентов;
  • использовать по назначению служебные программы и утилиты, обеспечивающие безопасное функционирование системного и прикладного обеспечения;
  • организовать диалог с ЭВМ на базе командных языков программных оболочек;
Результат обучения: формирование суждений
  • формировать суждения по вопросам построения и структуре операционных систем;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • работать в команде, отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения по администрированию и сопровождению ОС;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания на практике.
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

Темы лекционных занятий
  • Понятие операционной системы (ОС)
  • Структура и принципы построения операционных систем
  • Подсистема управления процессами
  • Управление памятью
  • Управление вводом-выводом
  • Подсистема управление файлами
  • Архитектура Windows
  • Архитектура операционной системы Linux
  • Запуск и останов системы
  • Файловая система Linux
  • Понятие точек монтирования и их использование
  • Процессы в Linux
  • Учетные записи в ОС Linux
  • Настройка аппаратного и программного обеспечения в ОС Linux
Основная литература
  • Таненбаум Э. Современные операционные системы. 4-ое изд. – СПб.:Питер, 2015. - 1120с.
  • М. Руссинович, Д. Соломон, А. Ионеску «Внутреннее устройство Microsoft Windows.» 6-е изд. Основные подсистемы ОС.— СПб.:Питер, 2014.- 672 с.: ил. - (Серия «Мастер-класс»).
  • Гордеев, А. В. Операционные системы: учеб. Для вузов / А. В. Гордеев. – СПб.: Питер, 2009. – 415 с.
  • Максвелл С. Ядро Linux в комментариях./Пер.с англ. – К.: Диасофт, 2016.
  • intuit.ru/departamrnt/os/linux (Учебный курс по операционной системе Linux).
Дополнительная литература
  • Е. Котельников «Введение во внутреннее устройство Windows» [Электронный ресурс] - Открытые курсы Интернет-университета информационных технологий (ИНТУИТ). - Режим доступа http://www.intuit.ru/studies/courses/ 1164/260/info
  • Пол Мак-Федрис. Windows 7. Полное руководство, Изд. Вильямс, 2011. – 800 с.
  • Колисниченко Д. Н. Самоучитель системного администратора Linux. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 544 с.: ил. — (Системный администратор).