Основы информационных систем

Котлярова Ирина Александровна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина рассматривает основные понятия теории систем и системного анализа, модели и классификацию систем, состав и общую структуру информационных систем; основные понятия, связанные с информацией, методы кодирования в системах передачи и обработки информации. Знакомит с объектным, структурным, процессным подходами к моделированию информационных процессов, с основными концепциями бизнес-анализа и реинжиниринга информационных процессов.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке)

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Подготовка специалистов, обладающих знаниями о моделях информационных систем, организации информационных процессов, об основах передачи информации в информационных системах, и способных применять свои знания для решения задач, связанных с исследованием, разработкой и сопровождением информационных систем.
Задача
  • ознакомление с составом и общей структурой информационных систем
  • формирование представлений о структуре информационного процесса, о методах кодирования в системах передачи данных
  • приобретение знаний и умений для построения моделей информационного процесса и решения задач организации оптимального сбора, хранения, передачи и обработки информации.
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать знания по составу и структуре информационных систем, основным понятиям теории информации и кодирования
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • использовать современные методы системных исследований при разработке и проектировании информационных систем
  • строить модель информационного процесса
  • решать задачи организации оптимального сбора, хранения, передачи и обработки информации
Результат обучения: формирование суждений
  • формировать суждения по составу, структуре, основным компонентам информационных систем
Результат обучения: коммуникативные способности
  • работать в команде, отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения по разработке информационных систем
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания при описании информационных процессов и систем.
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

Темы лекционных занятий
  • Определение информации, формы представления информации, этапы обращения информации
  • Энтропия, свойства энтропии
  • Модели процесса передачи
  • Передача информации в системе: источник, приемник информации; информационный канал и информационная среда
  • Математические модели сигналов
  • Общие понятия теории кодирования
  • Помехоустойчивое кодирование
  • Линейные групповые коды
  • Понятие системы, свойства систем
  • Кибернетический подход к ИС как системе управления
  • Структура информационной системы
  • Классификация информационных систем: по признаку структурированности задач, по функциональному признаку, по уровням управления, по степени автоматизации и т
  • Введение в UML
  • Основы структурного моделирования: классы, имена, атрибуты, операции
  • Диаграммы UML: вариантов использования, классов, деятельности, последовательности
Основная литература
  • Айтчанов Б.Х. , Яскевич Т.В. Основы информационных систем: Учебно-методический комплекс дисциплины. – Алматы, 2012. – 71с.
  • Теория информационных процессов и систем : учебник /Ю. Ю. Громов, В. Е. Дидрих, О. Г. Иванова, В. Г. Однолько. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 172 с.
  • Литвинская О.С. Основы теории передачи информации : учебное пособие / О.С. Литвинская, Н.И. Чернышёв. — М. : КНОРУС, 2017. — 168 с.
  • Лебедько Е.Г. Математические основы передачи информации, ч. 5:учеб. пособие для вузов. СПб: СПбГУИТМО, 2010. 93 с.
  • Буч Г., Рамбо Д., Якобсон И. Язык UML. Руководство пользователя. 2-е изд.: Пер. с англ. Мухин Н. – М.: ДМК Пресс, 2006. – 496 с.: ил.
  • Иванов Д. Ю., Новиков Ф. А. Основы моделирования на UML: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 249с.
Дополнительная литература
  • Айтчанов Б.Х.,Т.В. Яскевич. Теория информации: Учеб. пособие – Алматы: КазНТУ, 2009. – 110 с.
  • Прохорова, И.А. Теория систем и системный анализ: учебное пособие/И.А. Прохорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013.
  • Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, А.В. Терехов, В.Н. Чернышов. Информационные системы. Учебное пособие /- Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 128 с.