Основы информационных систем
内容描述: Дисциплина рассматривает основные понятия теории систем и системного анализа, модели и классификацию систем, состав и общую структуру информационных систем; основные понятия, связанные с информацией, методы кодирования в системах передачи и обработки информации. Знакомит с объектным, структурным, процессным подходами к моделированию информационных процессов, с основными концепциями бизнес-анализа и реинжиниринга информационных процессов.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке)
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 30 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Подготовка специалистов, обладающих знаниями о моделях информационных систем, организации информационных процессов, об основах передачи информации в информационных системах, и способных применять свои знания для решения задач, связанных с исследованием, разработкой и сопровождением информационных систем.
Задача
- ознакомление с составом и общей структурой информационных систем
- формирование представлений о структуре информационного процесса, о методах кодирования в системах передачи данных
- приобретение знаний и умений для построения моделей информационного процесса и решения задач организации оптимального сбора, хранения, передачи и обработки информации.
Результат обучения: знание и понимание
- демонстрировать знания по составу и структуре информационных систем, основным понятиям теории информации и кодирования
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- использовать современные методы системных исследований при разработке и проектировании информационных систем
- строить модель информационного процесса
- решать задачи организации оптимального сбора, хранения, передачи и обработки информации
Результат обучения: формирование суждений
- формировать суждения по составу, структуре, основным компонентам информационных систем
Результат обучения: коммуникативные способности
- работать в команде, отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения по разработке информационных систем
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания при описании информационных процессов и систем.
*TeachingMethods(zh-CN)*
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).
Темы лекционных занятий
- Определение информации, формы представления информации, этапы обращения информации. Количественные меры информации: мера Хартли, мера Шеннона.
- Энтропия, свойства энтропии. Определение условной энтропии и энтропии объединения.
- Модели процесса передачи. Скорость передачи информации и пропускная способность дискретного и непрерывного каналов связи.
- Передача информации в системе: источник, приемник информации; информационный канал и информационная среда. Классификация каналов
- Математические модели сигналов. Временная и частотная форма представления сигналов. Модуляция, ее виды. Согласование характеристик сигнала и канала.
- Общие понятия теории кодирования. Избыточность информации, содержащейся в сообщении, коэффициент избыточности. Эффективное кодирование: методика Шеннона-Фэно, Хаффмена.
- Помехоустойчивое кодирование. Блоковые коды. Связь корректирующей способности кода с кодовым расстоянием. Код Хэмминга.
- Линейные групповые коды. Построение порождающей матрицы. Определение ошибки в групповом коде.
- Понятие системы, свойства систем. Классификация систем: большие и малые системы, простые и сложные, открытые и закрытые, организованные и неорганизованные, и т.д.
- Кибернетический подход к ИС как системе управления. Описание системы в виде «черного ящика» и «белого ящика». Модели состава и структуры системы
- Структура информационной системы. Виды обеспечения информационных систем: информационное, программное, техническое, математическое, организационное, правовое.
- Классификация информационных систем: по признаку структурированности задач, по функциональному признаку, по уровням управления, по степени автоматизации и т.д.
- Введение в UML. Значение моделирования при разработке систем. Принципы моделирования. Обзор языка UML.
- Основы структурного моделирования: классы, имена, атрибуты, операции. Виды связей в UML. Общие механизмы
- Диаграммы UML: вариантов использования, классов, деятельности, последовательности. Нотации UML. Применение UML.
Основная литература
- Айтчанов Б.Х. , Яскевич Т.В. Основы информационных систем: Учебно-методический комплекс дисциплины. – Алматы, 2012. – 71с.
- Теория информационных процессов и систем : учебник /Ю. Ю. Громов, В. Е. Дидрих, О. Г. Иванова, В. Г. Однолько. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 172 с.
- Литвинская О.С. Основы теории передачи информации : учебное пособие / О.С. Литвинская, Н.И. Чернышёв. — М. : КНОРУС, 2017. — 168 с.
- Лебедько Е.Г. Математические основы передачи информации, ч. 5:учеб. пособие для вузов. СПб: СПбГУИТМО, 2010. 93 с.
- Буч Г., Рамбо Д., Якобсон И. Язык UML. Руководство пользователя. 2-е изд.: Пер. с англ. Мухин Н. – М.: ДМК Пресс, 2006. – 496 с.: ил.
- Иванов Д. Ю., Новиков Ф. А. Основы моделирования на UML: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 249с.
Дополнительная литература
- Айтчанов Б.Х.,Т.В. Яскевич. Теория информации: Учеб. пособие – Алматы: КазНТУ, 2009. – 110 с.
- Прохорова, И.А. Теория систем и системный анализ: учебное пособие/И.А. Прохорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013.
- Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, А.В. Терехов, В.Н. Чернышов. Информационные системы. Учебное пособие /- Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 128 с.