Fundamentals of Informational Systems

Kotlyarova Irina Alexandrovna

The instructor profile

Description: Дисциплина рассматривает основные понятия теории систем и системного анализа, модели и классификацию систем, состав и общую структуру информационных систем; основные понятия, связанные с информацией, методы кодирования в системах передачи и обработки информации. Знакомит с объектным, структурным, процессным подходами к моделированию информационных процессов, с основными концепциями бизнес-анализа и реинжиниринга информационных процессов.

Amount of credits: 5

Пререквизиты:

  • Information and Communication Technologies (in english)

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works
Laboratory works 30
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 75
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: Component by selection

Cycle: Base disciplines

Goal
  • Подготовка специалистов, обладающих знаниями о моделях информационных систем, организации информационных процессов, об основах передачи информации в информационных системах, и способных применять свои знания для решения задач, связанных с исследованием, разработкой и сопровождением информационных систем.
Objective
  • ознакомление с составом и общей структурой информационных систем
  • формирование представлений о структуре информационного процесса, о методах кодирования в системах передачи данных
  • приобретение знаний и умений для построения моделей информационного процесса и решения задач организации оптимального сбора, хранения, передачи и обработки информации.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • демонстрировать знания по составу и структуре информационных систем, основным понятиям теории информации и кодирования
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • использовать современные методы системных исследований при разработке и проектировании информационных систем
  • строить модель информационного процесса
  • решать задачи организации оптимального сбора, хранения, передачи и обработки информации
Learning outcome: formation of judgments
  • формировать суждения по составу, структуре, основным компонентам информационных систем
Learning outcome: communicative abilities
  • работать в команде, отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения по разработке информационных систем
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания при описании информационных процессов и систем.
Teaching methods

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

Topics of lectures
  • Определение информации, формы представления информации, этапы обращения информации
  • Энтропия, свойства энтропии
  • Модели процесса передачи
  • Передача информации в системе: источник, приемник информации; информационный канал и информационная среда
  • Математические модели сигналов
  • Общие понятия теории кодирования
  • Помехоустойчивое кодирование
  • Линейные групповые коды
  • Понятие системы, свойства систем
  • Кибернетический подход к ИС как системе управления
  • Структура информационной системы
  • Классификация информационных систем: по признаку структурированности задач, по функциональному признаку, по уровням управления, по степени автоматизации и т
  • Введение в UML
  • Основы структурного моделирования: классы, имена, атрибуты, операции
  • Диаграммы UML: вариантов использования, классов, деятельности, последовательности
Key reading
  • Айтчанов Б.Х. , Яскевич Т.В. Основы информационных систем: Учебно-методический комплекс дисциплины. – Алматы, 2012. – 71с.
  • Теория информационных процессов и систем : учебник /Ю. Ю. Громов, В. Е. Дидрих, О. Г. Иванова, В. Г. Однолько. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 172 с.
  • Литвинская О.С. Основы теории передачи информации : учебное пособие / О.С. Литвинская, Н.И. Чернышёв. — М. : КНОРУС, 2017. — 168 с.
  • Лебедько Е.Г. Математические основы передачи информации, ч. 5:учеб. пособие для вузов. СПб: СПбГУИТМО, 2010. 93 с.
  • Буч Г., Рамбо Д., Якобсон И. Язык UML. Руководство пользователя. 2-е изд.: Пер. с англ. Мухин Н. – М.: ДМК Пресс, 2006. – 496 с.: ил.
  • Иванов Д. Ю., Новиков Ф. А. Основы моделирования на UML: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 249с.
Further reading
  • Айтчанов Б.Х.,Т.В. Яскевич. Теория информации: Учеб. пособие – Алматы: КазНТУ, 2009. – 110 с.
  • Прохорова, И.А. Теория систем и системный анализ: учебное пособие/И.А. Прохорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013.
  • Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, А.В. Терехов, В.Н. Чернышов. Информационные системы. Учебное пособие /- Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 128 с.