Архитектура компьютерных систем
Описание: Формирование и закрепление общекультурных и профессиональных компетенций в области построения, организации и методов исследования вычислительных систем и сетей разного назначения. Освоение архитектурной специфики компьютера на некотором общем уровне с учётом описания пользовательских возможностей, программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти, информационных связей и взаимного соединения основных функциональных узлов.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Физика
- Физические основы цифровой техники
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Цель преподавания дисциплины «Архитектура компьютерных си-стем» согласуется с целями образовательной программы в части подготовки специалистов, которые обладают способностями управления аппаратно-программными комплексами и системами для обеспечения проектно-конструкторской и проектно-технологической деятельности и накопили начальный опыт для разработки компонентов компьютерных систем.
Задача
- 1 Освоить базовые принципы построения, логического проектирования, компоновки и функционирования компьютеров.
- 2 Приобрести навыки комплексирования компьютеров с целью создания систем обработки данных, кластерных структур и компьютерных сетей.
- 3 Освоить профессиональный подхода в области эксплуатации аппаратных средств компьютерных систем и сетей.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание. 1 Сформулировать основные принципы построения, методы логического проектирования, номенклатуру элементной базы и функциональных узлов дискретных устройств и систем; организации системы памяти вычислительных систем и комплексов.
- Знание. 2 Выделить архитектуры современных процессоров компьютеров и вычисли-тельных систем, пояснить организацию ввода-вывода информации в компьютерах и системах, а также принципы структурной организации компьютерных си-стем и комплексов.
- Понимание. Объяснить тенденции совершенствования, проектирования и расширения сферы применения компьютерной техники, вычислительных систем, комплексов и сетей.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- 1 Применять методы конфигурирования, правила проектирования элементов математического, информационного и программного обеспечения аппаратно-программных комплексов и сетей.
- 2 Решать задачи размещения компьютерного оборудование, оснащения автоматизированных рабочих мест пользователей вычислительных систем и сетей.
- 3 Применять оценки производственных и непроизводственных затрат функционирования вычислительных систем и сетей.
Результат обучения: формирование суждений
- в сфере инновационного менеджмента и стратегического планирования.
Результат обучения: коммуникативные способности
- 1 Планировать работу в группе по обслуживанию и администрированию корпоративной компьютерной сети, телекоммуникационной системы.
- 2 Развить коммуникационные способности по организации процесса обучения навыкам сетевых пользователей сотрудников предприятия и организации.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- 1 Практически применять основные процедуры логического проектирования эле-ментов и узлов дискретных устройств.
- 2 Интерпретировать функциональные и технические характеристики основных узлов и конструктивных компонентов компьютеров и систем на их основе.
- 3 Анализировать содержание информационных материалов по вопросам практического применения вычислительных систем.
Методы преподавания
Информационно-коммуникационные технологии: 1) конструирование занятия с использованием активных и интерактивных методов: – формулировка цели; – составление алгоритмов действий, необходимых для достижения цели; – методическое обеспечение занятия; – анализ итогов путём сравнения поставленной цели с достигнутыми результатами;
2) интерактивное обучение в ходе фронтальной работы: активное воспроизведение ранее полученных теоретических знаний в новых условиях; применение обратной связи;
3) проблемное обучение;
4) инновационные методы обучения: имитационные (игровые и тренинги); неимитационные (дискуссии, поисковые практические работы, самостоятельная работа).
Темы лекционных занятий
- 1 Предмет и задачи дисциплины
- 2 Понятия комбинационного устройства и конечного автомата
- 3 Основы теории логического проектирования цифровых устройств
- 4 Элементы и функциональные узлы компьютеров
- 5 Элементы и функциональные узлы компьютеров
- 6 Элементы и функциональные узлы компьютеров
- 7 Арифметические основы вычислительной техники
- 8 Процессоры компьютеров
- 9 Процессоры компьютеров
- 10 Процессоры компьютеров
- 11 Характеристика материнских плат
- 12 Запоминающие устройства средств вычисли-тельной техники
- 13 Ввод-вывод информации
- 14 Системы обработки данных
- 15 Системы обработки данных
Основная литература
- 1 Парамзин А.П. Архитектура компьютерных систем: Теоретический курс дисциплины образовательной программы 6В06101 «Информационные системы». 4-е изд., перераб. и доп. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2020.–163 с.
- 2 Парамзин А.П. Архитектура компьютерных систем: Методические указания и индивидуальные задания к лабораторным работам дисциплины образовательной программы 6В06101 «Информационные системы». – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2020. – 136 с.
- 3 Максимов Н. В., Партыка Т. Л., Попов И. И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 512 с.: ил.
- 4 Гук М. Аппаратные средства IBM PC: Энциклопедия. – 3-е издание. – СПб.: Издательство «Питер», 2006.
- 5 Миловзоров В. П. Элементы информационных систем: Учеб. для вузов по спец. "Автоматизированные системы обработки информации управления". – М.: Высш. шк., 1989. – 440 с.: ил.
- 6 Андреева Е., Фалина И.М. Системы счисления и компьютерная арифметика. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
Дополнительная литература
- 7 Забродин Ю. С. Промышленная электроника.- М.: Высшая шк., 1982. - С. 239-256.
- 8 Таненбаум Э. Таненбаум Э. Архитектура компьютера. 5-е изд. (+CD). – СПб.: Питер, 2007. – 844 с.
- 9 Смирнов А.Д. Архитектура вычислительных систем: Учеб. пособие для вузов. – М.: Наука, 1990.
- 10 Бройдо В.Л., Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем: Учебник для вузов. – СПб.: Питер.
- 11 Каган Б.М. Электронные вычислительные машины и системы: Учеб. пособие для вузов. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1991.