Основы метрологии
Beschreibung: История, основные понятия, термины, цели и задачи метрологии. Виды и методы измерения. Основы классической теории погрешностей. Основы теории неопределенности измерений. Средства измерения сигналов, их свойства и характеристики. Калибровка и поверка средств измерений. Структура и деятельность государственной метрологической службы. Законодательная метрология.
Betrag der Credits: 5
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 15 |
| Praktische Arbeiten | 30 |
| Laborarbeiten | |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Сформировать у студентов компетенции в области теоретической, законодательной и прикладной метрологии.
Задача
- 1. Познакомить студентов с историей и задачами метрологии 2. Ознакомить студентов с основными понятиями метрологии, классификацией и ха-рактеристики измерительных инструментов и методов. 3. Ознакомить студентов с методами определения неточностей и повторяемость результатов измерений. 4. Познакомить студентов с основами A / C и C / A обработки. 5. Познакомить студентов с основами законодательной метрологии.
Результат обучения: знание и понимание
- − студент знает историю, определения основных терминов и метрологических задач; - студент обладает знаниями о классификации и свойствах инструментов и методов измерения;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - студент владеет основами законодательной метрологии. - студент может обрабатывать полученную информацию, выполнять ее анализ и обобщение.
Результат обучения: формирование суждений
- − студент может делать выводы, формулировать и обосновывать мнение.
Результат обучения: коммуникативные способности
- − студент может четко излагать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности в области метрологии.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - студент понимает необходимость и знает возможности непрерывного обучения; − студент может самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, осознавать перспективность интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Bewertung des Wissens der Studierenden
| Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
|---|---|---|
| 1 Bewertung | 0-100 | |
| 2 Bewertung | 0-100 | |
| Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
| Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- История и основные понятия метрологии.
- Физические величины и единицы измерения. Международная система единиц SI
- Измерения, их классификация.
- Принципы и методы измерений.
- Погрешности измерений, их классификация
- Описание случайных погрешностей.
- Законы распределения случайных погрешностей
- Обработка результатов прямых многократных измерений
- Обработка результатов косвенных многократных измерений
- Обработка результатов прямых неравноточных измерений
- Средства измерений, классификация и метрологические характеристики.
- Нормирование погрешностей средств измерений
- Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан (ГСИ РК).
- Техническая, правовая, нормативная и организационная основа обеспечения единства измерений.
- Международные организации в области метро-логии МБМВ и МОЗМ. Международное сотрудничество в области метрологии
Основная литература
- Фридман А.Э. Основы метрологии. Современный курс. –СПб.: НПО «Профессионал», 2013.
- Пронкин Н.С. Основы метрологии: практикум по метрологии и измерениям. –М.: Ло-гос, 2017.
- Алексеев В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. –М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- СТ РК ГСИ 2.1- 2018. Метрология. Термины и определения.
Дополнительная литература
- Измерения физических величин. Элективный курс: учебное пособие/ С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер; под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: Бином, 2011
- Назаров Н.Г. Измерения: Планирование и обработка результатов: научное изданиГ. Назаров. – М.: Изд-во стандартов, 2000