Основы метрологии

Алимханова Аслима Жеңісқызы

Портфолио преподавателя

Описание: История, основные понятия, термины, цели и задачи метрологии. Виды и методы измерения. Основы классической теории погрешностей. Основы теории неопределенности измерений. Средства измерения сигналов, их свойства и характеристики. Калибровка и поверка средств измерений. Структура и деятельность государственной метрологической службы. Законодательная метрология.

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Сформировать у студентов компетенции в области теоретической, законодательной и прикладной метрологии.
Задача
  • 1. Познакомить студентов с историей и задачами метрологии 2. Ознакомить студентов с основными понятиями метрологии, классификацией и ха-рактеристики измерительных инструментов и методов. 3. Ознакомить студентов с методами определения неточностей и повторяемость результатов измерений. 4. Познакомить студентов с основами A / C и C / A обработки. 5. Познакомить студентов с основами законодательной метрологии.
Результат обучения: знание и понимание
  • − студент знает историю, определения основных терминов и метрологических задач; - студент обладает знаниями о классификации и свойствах инструментов и методов измерения;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - студент владеет основами законодательной метрологии. - студент может обрабатывать полученную информацию, выполнять ее анализ и обобщение.
Результат обучения: формирование суждений
  • − студент может делать выводы, формулировать и обосновывать мнение.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • − студент может четко излагать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности в области метрологии.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - студент понимает необходимость и знает возможности непрерывного обучения; − студент может самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, осознавать перспективность интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг 0-100
2  рейтинг 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • История и основные понятия метрологии
  • Физические величины и единицы измерения
  • Измерения, их классификация
  • Принципы и методы измерений
  • Погрешности измерений, их классификация
  • Описание случайных погрешностей
  • Законы распределения случайных погрешностей
  • Обработка результатов прямых многократных измерений
  • Обработка результатов косвенных многократных измерений
  • Обработка результатов прямых неравноточных измерений
  • Средства измерений, классификация и метрологические характеристики
  • Нормирование погрешностей средств измерений
  • Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан (ГСИ РК)
  • Техническая, правовая, нормативная и организационная основа обеспечения единства измерений
  • Международные организации в области метро-логии МБМВ и МОЗМ
Основная литература
  • Фридман А.Э. Основы метрологии. Современный курс. –СПб.: НПО «Профессионал», 2013.
  • Пронкин Н.С. Основы метрологии: практикум по метрологии и измерениям. –М.: Ло-гос, 2017.
  • Алексеев В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. –М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  • СТ РК ГСИ 2.1- 2018. Метрология. Термины и определения.
Дополнительная литература
  • Измерения физических величин. Элективный курс: учебное пособие/ С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер; под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: Бином, 2011
  • Назаров Н.Г. Измерения: Планирование и обработка результатов: научное изданиГ. Назаров. – М.: Изд-во стандартов, 2000