Автоматическое управление в электроэнергетике
Описание: Знания в этой области позволят студентам в своей практической деятельности осознанно и более эффективно использовать автоматическое управление. Полученные знания должны расширять и стимулировать творческие возможности студентов, побуждать их к дальнейшему изучению предметов специальности. Базируясь на знаниях данной дисциплины, студенты приобретут навыки проектирования автоматических систем управления.
Количество кредитов: 3
Пререквизиты:
- Математические задачи и компьютерное моделирование в электроэнергетике
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 15 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 15 |
| СРО | 45 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | письменный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- формирование знаний у студентов основ построения и эксплуатации автоматизированных систем управления энергетическим хозяйством промышленных предприятий.
Задача
- освоение принципов осуществления централизованного управления энергоснабжением на промышленных предприятиях, основных понятий автоматизированных систем управлений и их разновидностей, рассмотрение вопросов измерения, кодирования, передачи и обработки информации современными техническими средствами в системах управления энергоснабжением, изучение задач и принципов построения систем оперативного и диспетчерского управления, автоматических устройств, применяемых в промышленных системах энергоснабжения
Результат обучения: знание и понимание
- Знать и понимать основные законы, понятия и принципы автоматического управления
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать методы решения задач автоматического управления в сфере профессиональной деятельности
Результат обучения: формирование суждений
- Соблюдать электробезопасность на производстве, участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве с использованием автоматического электрооборудования
Результат обучения: коммуникативные способности
- Иметь способность к организации рабочих мест, их технического оснащения, размещению технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Владеть навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности с учетом развития автоматического управления, и продолжения образования в магистратуре
Методы преподавания
В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | СРС. Тема 1 | 0-100 |
| СРС. Тема 2 | ||
| СРС. Тема 3 | ||
| СРС. Тема 4 | ||
| Тестирование | ||
| Контрольная работа | ||
| Конспект лекций | ||
| 2 рейтинг | СРС. Тема 5 | 0-100 |
| СРС. Тема 6 | ||
| СРС. Тема 7 | ||
| СРС. Тема 8 | ||
| СРС. Тема 9 | ||
| Тестирование | ||
| Контрольная работа | ||
| Конспект лекций | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Принципы построения автоматических систем управления в электроэнергетике
- Автоматическая система управления процессом производства и передачи электро- энергии как взаимодействующая совокупность автоматических управляющих устройств
- Основы теории автоматического управления
- Основные положения теории автоматического регулирования
- Показатели качества автоматического регулирования и способы их улучшения
- Автоматическое управление технологическими процессами на ГЭС, ТЭС и автоматическое управление изменением состояний гидро- и турбогенераторов
- Сложность технологических процессов пуска и останова турбогенераторов ТЭС
- Особенности автоматического управления пуском и остановом турбогенераторов АЭС
- Автоматическое управление подготовкой к включению и включением синхронных генераторов на параллельную работу
- Автоматическое регулирование напряжения и реактивной мощности синхронных генераторов
- Автоматическое регулирование параметров режима электроэнергетических систем
- Особенности автоматического регулирования реактивной мощности реверсивных статических компенсаторов (СТК)
- Основные принципы построения противоаварийной автоматики
- Основные виды современных и перспективных автоматических устройств и систем управления в нормальных и аварийных режимах энергосистемы
- Цифровой автоматический регулятор напряжения трансформаторов и автотрансформаторов с УРПН
Основная литература
- 1. В. Трофимов, С.Кулаков. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами . - М: Инфра-Инженерия, 2016. 2. Ю.Федоров. Справочник инженера по АСУТП: Проектирование и разработка. - М: Инфра-Инженерия, 2016. 3. Р.Кисаримов. Практическая автоматика. - М: РадиоСофт, 2015 4. С.И.Малафеев., А.Малафеева Основы автоматики и систем автоматического управления. – Academia, 2017 5. Автоматизация диспетчерского управления в электроэнергетике/ Под общей ред. Ю.Н.Руденко и В.А. Семенова. - М.: Издательство МЭИ, 2013. 6. Amirouche, Farid. Principles of Computer-Aided Design and Manufacturing : учебник / F. Amirouche. - 2nd ed. - New Jersey : Pearson Prentice Hall, 2014. 7. Chang Tien-Chien. Computer-Aided Manufacturing : к изучению дисциплины / Chang Tien-Chien, Wysk Richard A., Wang Hsu-Pin. - New Delhi : Pearson, 2012.
Дополнительная литература
- 1. Овчаренко Н.И. Автоматика электрических станций и электроэнергетических систем. - М.: Издательство МЭИ, 2010 – 504 с. 2. Дьяков А.Ф., Овчаренко Н.И. Микропроцессорная релейная защита и автоматика электроэнергетических систем. - М.: Издательство МЭИ, 2011 – 199с 3. Козлов А.Н., Ротачева А.Г. Релейная защита и автоматика электроэнергетических систем. Часть 1 Электромеханические реле защиты: Учебное пособие. – Благовещенск: Изд-во Амур- ского гос. ун-та, 2002 – 88 с. 4. Беляков Ю.П., Козлов А.Н., Мясоедов Ю.В. Релейная защита и автоматика электрических систем: Учебное пособие. – Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2004 – 136 с. 5. Козлов, Александр Николаевич. Релейная защита и автоматика электроэнергетических систем: лаб. практикум. Ч. 3 : Электроавтоматика / А. Г. Ротачева, 2006 - 92 с. 6. Козлов А.Н., Ротачев Ю.А. Релейная защита и автоматика. Учебное пособие. – Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2006 – 120 с. 7. Гуревич, Юрий Ефимович. Расчеты устойчивости и противоаварийной автоматики в энергосистемах/ Ю. Е. Гуревич, Л. Е. Либова, А. А. Окин, 1990 - 390 с. 8. Дудченко, Леонид Николаевич. Управление частотой и активной мощностью в энергообъединении: учеб. пособие: рек. ДВ. РУМЦ / Л. Н. Дудченко, 1999 - 116 с.