Техника высоких напряжений
Описание: Техника высоких напряжений представляет собой науку о характеристиках вещества и процессах в нем при экстремальных электромагнитных воздействиях – высоких напряжениях и сильных токах, а также о технологическом использовании этих процессов. Предмет посвящен свойствам изоляционных конструкций электрооборудования высокого напряжения и условиям их надежной эксплуатации при воздействии рабочего напряжения, грозовых и внутренних перенапряжений
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Электротехническое материаловедение
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | письменно |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Изучение вопросов создания комплекса высоковольтного оборудования, необходимого для генерирования, передачи и распределения электрической энергии, вопросов электрического разряда в газообразных, жидких и твердых диэлектриках, методов конструирования и расчета изоляции высокого напряжения, методов защиты от воздействующих факторов, профилактики, контроля и испытания высоковольтной изоляции
Задача
- Получение знаний в области грозовых и внутренних перенапряжений, возникающих при эксплуатации электрических установок и систем, средств и методов испытания высоковольтных изоляционных конструкций.
Результат обучения: знание и понимание
- знать терминологию, основные понятия и определения, теоретические основы возникновения внутренних перенапряжений;
- Знать номенклатуру перенапряжений, возникающих в электрических системах
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Знать методы расчета перенапряжений в линиях электропередачи и в схемах подстанций высокого напряжения
- Знать методы и средства ограничения перенапряжений
Результат обучения: формирование суждений
- Знать принцип работы, выбор и особенности эксплуатации защитных средств от перенапряжений
Результат обучения: коммуникативные способности
- Иметь способность к организации рабочих мест, их технического оснащения, размещению технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Обладать готовностью к планированию и участию в проведении плановых испытаний и ремонтов технологического оборудования, монтажных, наладочных и пусковых работ, в том числе, при освоении нового оборудования и (или) технологических процессов
Методы преподавания
1. В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; технологии учебно-исследовательской деятельности; коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); метод кейсов (анализ ситуации); игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Конспект лекции. темы 1-7 | 0-100 |
| СРОП 1(тема 1) | ||
| СРОП 1(тема 2) | ||
| ИДЗ 1 | ||
| тестирование (РК1) | ||
| 2 рейтинг | Конспект лекции. темы 8-15 | 0-100 |
| СРОП 1(тема 3) | ||
| СРОП 1(тема 4) | ||
| ИДЗ 2 | ||
| тестирование (РК2) | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Электрическая прочность газовых промежутков
- Корона на проводах линий электропередач
- Разряд по поверхности твердого диэлектрика
- Электрофизические процессы во внутренней изоляции
- Изоляционные конструкции и характеристики воздушных линий электропередач
- Стационарные изоляторы
- Контроль изоляции
- Изоляция силовых кабелей высокого напряжения
- Электрический и тепловой расчет силовых кабелей
- Изоляция электрических аппаратов
- Грозозащита линий электропередач и подстанций
- Методы защиты от перенапряжений
- Внутренние перенапряжения
- Перенапряжения, обусловленные емкостным эффектом
- Коммутационные перенапряжения
Основная литература
- 1. Электрофизические основы техники высоких напряжений: учеб. Для вузов: рек. УМО / под ред. И.П. Верещагина: - 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский дом МЭИ, 2010. – 704 с. 2. Техника и электрофизика высоких напряжений: учеб.-справ. рук. / Е. Куффель, В. Цаенгль, Дж. Куффель. - Долгопрудный: Интеллект, 2011. - 520 с. 3. Кадомская К.П. Перенапряжения в электрических сетях различного назначения и защита от них: учеб./ К. П. Кадомская, Ю. А. Лавров, А. А. Рейхердт. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2004. - 368 с. 4. Техника высоких напряжений: учеб.: Рек. УМО по напр. "Электроэнергетика"/ под общ. ред. Г. С. Кучинского. - СПб.: Энергоатомиз дат, 2003. - 607 с. 5. Правила устройства электроустановок/ Минэнерго РФ. – 7-е изд. – М. : Энергоатомиздат, 2010. – 268 с.
Дополнительная литература
- 1. .Техника высоких напряжений. Учебное пособие. Борисов В.Н. – Алма- ты: АИЭС, 2011г. 2. Техника высоких напряжений. Перенапряжения и изоляция. Конспект лекций. Борисов В.Н., Оржанова Ж.К. – Алматы:АИЭС, 2010г. 3. Техника высоких напряжений. Методические указания и задания к РГР. Борисов В.Н., Оржанова Ж.К., Бекмагамбетова К.Х. – Алматы: АУЭС, 2011г. 4Техника высоких напряжений. Методические указания к выполнению лабораторных работ. Борисов В.Н., Оржанова Ж.К. – Алматы: АИЭС, 201