Электротехническое материаловедение

Кунапьянова Арай Асылхановна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс «Электротехническое материаловедение» включает в себя лекционные и практические занятия, СРСП, а также самостоятельную работу студента по изучению данной дисциплины. На данном курсе рассматриваются основы физики процессов, происходящих в магнитных, проводниковых, полупроводниковых и диэлектрических материалах. Описывается поведение материалов при воздействии на них магнитных, электрических, тепловых полей, а также механических воздействий, действие окружающей среды. Приводится классификация различных электротехнических материалов, область их применения и требования применяемые к ним.

Количество кредитов: 4

Пререквизиты:

  • Физика

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 45
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля письменный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Изучение физических явлений, которые происходят в материалах при внесении их в электромагнитное поле, а также изучение свойств материалов, областей применения в электротехнических установках и технологии производства.
Задача
  • изучение структур материалов, а так же определение применения в области электроэнергетики (в электротехнике, в энергетике, в радиотехнике), изучить основные свойства материалов; изучить физические явления, происходящие в электротехнических материалах под действием электромагнитных полей.
Результат обучения: знание и понимание
  • После изучения дисциплины студенты должны уметь: найти взаимосвязь между строением вещества и свойствами, определяющими дальнейшее применение материалов в электротехнике. Знать свойства современных электротехнических материалов, их применение. Понимать зависимость надежности энергосистемы от правильного выбора электротехнических материалов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • после изучения данной дисциплины студент должен знать структуру, свойства материалов, которые применяются в современных электротехнических оборудованиях и самостоятельно выбирать виды материалов по их назначению.
Результат обучения: формирование суждений
  • Студент после изучения дисциплины "Электротехническое материаловедение" может самостоятельно ответить на возникшие вопросы при выборе типа материалов, и решить проблемы возникшие при эксплуатации данного материала
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Сообразительность, организованность, умение работать в коллективе, наблюдательность
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • студент самостоятельно может решить задачи заданные по плану, выполнять индивидуальные задания, готовить статьи и публикации
Методы преподавания

. В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: -технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; -технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); -игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Конспект лекции. темы 1-7 0-100
СРОП (тема 1-2)
СРОП (тема 3-4)
СРОП (тема 5-6)
Реферат
ИДЗ1
Тестирование (РК1)
2  рейтинг Конспект лекции. темы 8-15 0-100
СРОП (тема 7-8)
СРОП (тема 9)
СРО (РГР)
ИДЗ2
Тестирование (РК2)
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Строение вещества
  • Классификация электротехнических материалов по их свойствам и областям применения
  • Поляризация диэлектриков
  • Физико-механические свойства электроизоляционных материалов
  • Агрегатные состояния диэлектриков
  • Основные характеристики проводниковых материалов и их классификация
  • Материалы с высокой проводимостью
  • Металлы и сплавы со средней температурой плавления
  • Сплавы с высоким сопротивлением для резисторов в измерительных приборах
  • Поверхностное воздействие на металлы
  • Полупроводниковые материалы
  • Простые полупроводники
  • Магнитные материалы
  • Природа ферромагнетиков
  • Магнито-мягкие и магнито-твердые материалы
Основная литература
  • Электротехнические материалы и изделя Справочник. И.Алиев, С. Калганова. — М.: РадиоСофт, 2007.— 352 с. 2. Серебряков Л.С. Электротехническое материаловедение. Проводниковые, полупроводниковые и магнитные материалы: Учебное пособие. — М.: ГОУ , 2008. — 372 с. Часть1,2. 3. Материаловедение: учебник для вузов / Солнцев Ю.П., Пряхин Е.И. СПб.: Химиздат, 2014.— 784 c. 4. Материаловедение и технология металлов / Г.П. Фетисов, М.Г. Карпман, В.М., Матюнин и др.; под ред. Г.П. Фетисова. – М.: Высшая школа, 2000. – 640 с. 5. Джаманбалин, К.К. Электротехнические материалы: учебник для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях на инженерных специальностях/ К.К.Джаманбалин, О.В.Тарабаева.- Костанай, 2005.- 127 с.
Дополнительная литература
  • 6. К.Х. Бекмагамбетова. Электротехническое материаловедение//Алматы: «Ғылым»,2000.-256 с 7. И.И.Алиев, С.Г. Колганова. Электротехнические материалы и изделия// Справочник. –М.: Academia, 2005 –270 с. 8. Б.Л. Антипов, В.С.Сорокин, В.А.Терехов. Материалы электронной техники.Задачи и вопросы//М.: Высшая школа, 1990.-208 с. 9. А.С. Серебряков. Электротехническое материаловедение. Электроизоляционные материалы//–М.: Маршрут, 2005. –280 с