Информационно-измерительная техника

Торгулова Жанерке Максутовна

Портфолио преподавателя

Описание: Рассмотрены основные понятия измерений, общие вопросы планирования и организации измерений, методы уменьшения погрешностей измерений, приведена классификация измерительных преобразователей неэлектрических величин. Рассмотрены наиболее широко используемые первичные преобразователи неэлектрических величин, их принцип действия, конструкции, характеристики и области применения.

Количество кредитов: 3

Пререквизиты:

  • Общая энергетика

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 15
СРО 45
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля письменный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью освоения дисциплины является освоение принципов действия полупроводниковых приборов, усилительных, импульсных, логических, цифровых и преобразовательных устройств и основным особенностям их использования в электротехнических и электромеханических установках, освоение современных средств и методов электрических измерений, обработки и представления их результатов.
Задача
  • Умение четко представлять принцип действия электронных элементов и устройств, экспериментальным путем определить их параметры и характеристики, а также оценивать технико-экономическую эффективность применения этих устройств, оптимально выбрать средство измерения для поставленной задачи измерения, выполнить измерение, обработать и надлежащим образом представить его результаты.
Результат обучения: знание и понимание
  • Овладение базовыми знаниями в области основных метрологических понятий, измерений электрических параметров для анализа процессов электрических сетей
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь измерять электрические параметры в соответствии с рабочей технологической документацией, осуществлять сбор информации, обрабатывать и анализировать ее в соответствии с международными стандартами и нормами
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь выбирать обоснованные современные методы измерений и измерительные приборы для получения и обработки характеристик электрических величин
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Быть способным по результатам измерений оценивать погрешности, повышать точность измерений, работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обладать готовностью к планированию и участию в проведении плановых испытаний и ремонтов технологического оборудования, монтажных, наладочных и пусковых работ с применением электроизмерительных приборов, в том числе, при освоении нового электроизмерительного оборудования
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: -технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; -технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); -игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Измерение амплитудно-частотных характеристик с помощью генератора и вольтметра 0-100
Устройство и принцип действия приборов электромеханической группы. Уравнение шкалы.
Измерение сопротивления емкости, индуктивности методом амперметра- вольтметра
Преобразователи значений напряжения (тока).
Коллоквиум
Тестирование
2  рейтинг Измерение напряжения, тока компенсационным методом. Компенсаторы постоянного и переменного тока. 0-100
Комбинированные приборы с применением полупроводниковых преобразователей.
Измерение температуры при помощи терморезисторов и термопар.
Виды и структуры измерительных информационных систем.
Коллоквиум
Тестирование
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основные понятия и определения
  • Виды средств измерений, их классификации
  • Виды измерений
  • Методы измерений
  • Электрический сигнал и его параметры
  • Классификации измерительных приборов и их характеристики
  • Характеристики измерительных приборов
  • Погрешности измерительных приборов
  • Электроизмерительные приборы непосредственной оценки, составные части их
  • Электродинамическая и индукционная система электроизмерительных приборов
  • Цифровые измерительные преобразователи и приборы
  • Цифровые приборы для измерения электрических величин
  • Измерительная информационная система (ИИС)
  • Классификация измерительной системы по функциональному назначению
  • Системы автоматического контроля (САК)
Основная литература
  • 1. Атамалян Э.Г. Методы и приборы измерения электрических величин. – М.: 2011. – 298 с. 2. Харт Х. Введение в измерительную технику. – М.: Изд-во «Мир», 2016. – 37 с. 3. Классен К.Б. Основы измерений. Электронные методы и приборы в измерительной технике. – М. Постмаркет, 2017. – 56 с. 4. Спектор С.А. электрические измерения физических величин. – Л.: 2016. – 400 с. 5. Алиев Т.М., Тер-Хачатуров А.А. Измерительная техника. – М.: 2011. – 256 с. 6. Орнатский П.П. Автоматические измерения и приборы. – К.: 2012. – 100 с. 7. Федоров А.М., Цыган Н.Я., Мичурин В.И. Метрологическое обеспечение электронных средств измерений электрических величин: Справочник. – Л.: 2014. – 386 с. 8. Олейникова Л.Д. Единицы физических величин в энергетике: Справочное пособие. – М.: 2013. – 200 с. 9. Евтихиев Н.Н., Купершмидт Я.А., Папуловский В.Ф., Скугоров В.Н. Измерение электрических и неэлектрических величин. – М.: 2010. – 156 с. 10. Информационно-измерительная техника и электроника; под ред. Г.Г.Раннева. – М.: Изд-во «Академия», 2017. – 512с. 11. Закон Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений».
Дополнительная литература
  • 1. Цапенко М.П. Измерительные информационные системы: Структуры и алгоритмы, системотехническое проектирование. – М.: 2015. – 100 с. 2.Темников Ф.Е., Афонин В.А., Дмитриев В.И. Теоретические основы информационной техники. – М.: Энергия 2009. – 296 с. 3. Балаков Ю. Н. Значение новых стандартов ГОСТ Р 51317.4.30–2008 (МЭК 61000-4-30:2008) и ГОСТ Р 51317.4.7–2008 (МЭК 61000-4-7:2002) для работ по оценке и мониторингу качества электрической энергии // 4 Энергобезопасность и энергосбережение. – 2009. – №4. – с. 10-14.5.