Информационно-измерительная техника
Описание: Рассмотрены основные понятия измерений, общие вопросы планирования и организации измерений, методы уменьшения погрешностей измерений, приведена классификация измерительных преобразователей неэлектрических величин. Рассмотрены наиболее широко используемые первичные преобразователи неэлектрических величин, их принцип действия, конструкции, характеристики и области применения.
Количество кредитов: 3
Пререквизиты:
- Общая энергетика
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 15 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 15 |
СРО | 45 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Целью освоения дисциплины является освоение принципов действия полупроводниковых приборов, усилительных, импульсных, логических, цифровых и преобразовательных устройств и основным особенностям их использования в электротехнических и электромеханических установках, освоение современных средств и методов электрических измерений, обработки и представления их результатов.
Задача
- Умение четко представлять принцип действия электронных элементов и устройств, экспериментальным путем определить их параметры и характеристики, а также оценивать технико-экономическую эффективность применения этих устройств, оптимально выбрать средство измерения для поставленной задачи измерения, выполнить измерение, обработать и надлежащим образом представить его результаты.
Результат обучения: знание и понимание
- Овладение базовыми знаниями в области основных метрологических понятий, измерений электрических параметров для анализа процессов электрических сетей
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь измерять электрические параметры в соответствии с рабочей технологической документацией, осуществлять сбор информации, обрабатывать и анализировать ее в соответствии с международными стандартами и нормами
Результат обучения: формирование суждений
- Уметь выбирать обоснованные современные методы измерений и измерительные приборы для получения и обработки характеристик электрических величин
Результат обучения: коммуникативные способности
- Быть способным по результатам измерений оценивать погрешности, повышать точность измерений, работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Обладать готовностью к планированию и участию в проведении плановых испытаний и ремонтов технологического оборудования, монтажных, наладочных и пусковых работ с применением электроизмерительных приборов, в том числе, при освоении нового электроизмерительного оборудования
Методы преподавания
В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: -технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; -технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); -игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Измерение амплитудно-частотных характеристик с помощью генератора и вольтметра | 0-100 |
Устройство и принцип действия приборов электромеханической группы. Уравнение шкалы. | ||
Измерение сопротивления емкости, индуктивности методом амперметра- вольтметра | ||
Преобразователи значений напряжения (тока). | ||
Коллоквиум | ||
Тестирование | ||
2 рейтинг | Измерение напряжения, тока компенсационным методом. Компенсаторы постоянного и переменного тока. | 0-100 |
Комбинированные приборы с применением полупроводниковых преобразователей. | ||
Измерение температуры при помощи терморезисторов и термопар. | ||
Виды и структуры измерительных информационных систем. | ||
Коллоквиум | ||
Тестирование | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основные понятия и определения
- Виды средств измерений, их классификации
- Виды измерений
- Методы измерений
- Электрический сигнал и его параметры
- Классификации измерительных приборов и их характеристики
- Характеристики измерительных приборов
- Погрешности измерительных приборов
- Электроизмерительные приборы непосредственной оценки, составные части их
- Электродинамическая и индукционная система электроизмерительных приборов
- Цифровые измерительные преобразователи и приборы
- Цифровые приборы для измерения электрических величин
- Измерительная информационная система (ИИС)
- Классификация измерительной системы по функциональному назначению
- Системы автоматического контроля (САК)
Основная литература
- 1. Атамалян Э.Г. Методы и приборы измерения электрических величин. – М.: 2011. – 298 с. 2. Харт Х. Введение в измерительную технику. – М.: Изд-во «Мир», 2016. – 37 с. 3. Классен К.Б. Основы измерений. Электронные методы и приборы в измерительной технике. – М. Постмаркет, 2017. – 56 с. 4. Спектор С.А. электрические измерения физических величин. – Л.: 2016. – 400 с. 5. Алиев Т.М., Тер-Хачатуров А.А. Измерительная техника. – М.: 2011. – 256 с. 6. Орнатский П.П. Автоматические измерения и приборы. – К.: 2012. – 100 с. 7. Федоров А.М., Цыган Н.Я., Мичурин В.И. Метрологическое обеспечение электронных средств измерений электрических величин: Справочник. – Л.: 2014. – 386 с. 8. Олейникова Л.Д. Единицы физических величин в энергетике: Справочное пособие. – М.: 2013. – 200 с. 9. Евтихиев Н.Н., Купершмидт Я.А., Папуловский В.Ф., Скугоров В.Н. Измерение электрических и неэлектрических величин. – М.: 2010. – 156 с. 10. Информационно-измерительная техника и электроника; под ред. Г.Г.Раннева. – М.: Изд-во «Академия», 2017. – 512с. 11. Закон Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений».
Дополнительная литература
- 1. Цапенко М.П. Измерительные информационные системы: Структуры и алгоритмы, системотехническое проектирование. – М.: 2015. – 100 с. 2.Темников Ф.Е., Афонин В.А., Дмитриев В.И. Теоретические основы информационной техники. – М.: Энергия 2009. – 296 с. 3. Балаков Ю. Н. Значение новых стандартов ГОСТ Р 51317.4.30–2008 (МЭК 61000-4-30:2008) и ГОСТ Р 51317.4.7–2008 (МЭК 61000-4-7:2002) для работ по оценке и мониторингу качества электрической энергии // 4 Энергобезопасность и энергосбережение. – 2009. – №4. – с. 10-14.5.