Электрические машины
Beschreibung: Электрические машины одна из основных дисциплин на основе, которой базируется электроснабжение и энергосбережение, поэтому знания в этой области позволят студентам в своей практической деятельности осознанно и более эффективно использовать электрические машины. Полученные знания должны расширять и стимулировать творческие возможности студентов, побуждать их к дальнейшему изучению предметов специальности.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Теоретические основы электротехники II
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 15 |
| Praktische Arbeiten | 15 |
| Laborarbeiten | 15 |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle | письменный экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- обеспечение комплексной подготовки специалистов, включающий профессиональное обучение, развитие творческих способностей, умение формировать и решать на высоком научном уровне проблемы специальности, творчески применять и самостоятельно повышать свои знания. Эти цели достигаются на основе фундаментализации образования, повышения творческой активности и самостоятельной работы студентов, широкого применения вычислительной техники.
Задача
- изучение физических, электрических и электромеханических свойств электрических машин, трансформаторов, изучение конструкций машин постоянного тока, асинхронных машин, синхронных машин, изучение режимов работы при номинальной нагрузке, регулирование электрических и электромеханических величин, в аварийном состоянии.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать и понимать основные законы, понятия и принципы, а также конструкцию электрических машин и трансформаторов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать методы решения Задач электрических машин и трансформаторов в сфере профессиональной деятельности
Результат обучения: формирование суждений
- Соблюдать электробезопасность на производстве, участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве с использованием электрических машин и трансформаторов
Результат обучения: коммуникативные способности
- Иметь способность к организации рабочих мест, их технического оснащения, размещению технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Владеть навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности с учетом развития электрических машин и трансформаторов, и продолжения образования в магистратуре
Lehrmethoden
Указываются методы (технологии) обучения, используемые в ходе преподавания дисциплины. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: - технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); -метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Bewertung des Wissens der Studierenden
| Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
|---|---|---|
| 1 Bewertung | Лабораторная работа 1 | 0-100 |
| СРС. Расчет трансформаторов | ||
| Устный опрос. Трансформаторы | ||
| Лабораторная работа 2 | ||
| СРС. Расчет АД | ||
| Устный опрос. АД | ||
| Доклад-реферат | ||
| Конспект лекций | ||
| Тестирование | ||
| 2 Bewertung | Лабораторная работа 3 | 0-100 |
| СРС. Расчет синхронных машин | ||
| Лабораторная работа 4 | ||
| Устный опрос. Синхронные машины | ||
| Лабораторная работа 5 | ||
| СРС. Расчет машин постоянного тока | ||
| Лабораторная работа 6 | ||
| Устный опрос. Машины постоянного тока | ||
| Доклад-реферат | ||
| Конспект лекций | ||
| Тестирование | ||
| Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
| Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение, предмет курса «Электрическим машинам». Назначение и роль трансформаторов в энергетике. Физические процессы в трансформаторе в режиме холостого хода и короткого замыкания. Уравнение ЭДС. Приведенный трансформатор
- Работа трансформатора под нагрузкой. Уравнение токов. Уравнение МДС. Схема замещения трансформатора. Векторная диаграмма. Изменение напряжения. Опытное определение параметров трансформатора. Потери и кпд трансформаторов.
- Особенности физических процессов в трехфазных трансформаторов. Схемы соединения обмоток, группы соединения.
- Параллельная работа трансформаторов. Условия включения в параллельную работу. Распределение нагрузки между параллельно работающими трансформаторами. Автотрансформаторы.
- Роль машин переменного тока в генерировании и потреблении электрической энергии. ЭДС индуктируемая в машина переменного тока. МДС машин переменного тока.
- Общие сведения о асинхронных двигателях. Конструкции асинхронных двигателей. Уравнение токов и напряжений асинхронного двигателя. Схема замещения, векторная диаграмма. Магнитная цепь асинхронного двигателя
- Вращающий момент асинхронного двигателя и его зависимость от скольжения, и параметров напряжения. Пуск в ход асинхронных двигателей. Переходные электромагнитные процессы в асинхронном двигателе при включении.
- Глубокопазные двигатели. Двухклеточные двигатели. Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей.
- Однофазный асинхронный двигатель, устройство, схемы, электромагнитный момент, способы пуска. Неноминальные режимы работы в асинхронном двигателе
- Синхронные машины. Холостой ход синхронного генератора. Реакция якоря синхронного генератора. Характеристики синхронных генераторов. Векторные диаграммы синхронных генераторов.
- Угловые и U – образные характеристики. Синхронный двигатель. Способы пуска синхронных двигателей. Рабочие характеристики
- Синхронный компенсатор. Устройство, назначение, характеристики. Синхронные машины специального назначения
- Общие сведения о машинах постоянного тока. Конструкция, принцип работы, схемы включения машин постоянного тока. Обмотки якоря. Виды обмоток. Параметры обмоток. Уравнительные соединения
- Электродвижущая сила и электромагнитный момент машины постоянного тока. Магнитные процессы в машинах постоянного тока. Реакция якоря, способы устранения
- Коммутация в машинах постоянного тока прямолинейная, криволинейная коммутации. Способы улучшения коммутации. Генераторы постоянного тока. Двигатели постоянного тока. Рабочие характеристики, регулирование скорости
Основная литература
- 1.Вольдек А.И., Попов В.В., Электрические машины.- СПб.: 2017. 2. Брускин Д.Э., Зорохович А.Е., Хвостов В.С.- Электрические машины. М.:2011. Ч I., II. 3. Кацман М.М. Электрические машины.-М.:2014. 4. Копылов И.П. Электрические машины.-Л.:2106 5. Проектирование электрических машин. /Под ред. И.П.Копылова М.:2012. 6. Зимин В.И.,Каплай М.Я., Палей А.М. Обмотки электрических машин.-М.:2011.
Дополнительная литература
- 1. Правила устройства электроустановок РК, А.: Рауан, 2012 2. Электрическая часть станций и подстанций Справочные материалы для курсового и дипломного проектирования под ред.: Неклепаева Б.Н., Крючкова И.П. М.: Энергоиздат, 2005. 3. Рожкова Л.Д., Козулин В.С. Электрооборудование станций и подстанций. М.: Энергоиздат, 2008. 4. Коновалов Л.Л., Рожкова Л.Д. Электроснабжение промышленных предриятий. - М.: Энергия, 2007. 5. Справочник по проектированию электроснабжения. Под общей редакцией: Тищенко Н.Ю., Мовсесова Н.С., Барыбина. – М.: Энергоатомиздат, 2011.