Электробезопасность
Описание: Дисциплина необходима для подготовки энергетиков в области эксплуатации, обслуживания и ремонта электрического оборудования. Изучают : Опасность поражения электрическим током. Воздействие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на поражение электрическим током. Виды поражения электрическим током. Защитные меры в электроустановках. Безопасное обслуживание электроустановок. Классификация работ в электроустановках.
Количество кредитов: 3
Пререквизиты:
- Проектирование осветительных электроустановок
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 15 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 15 |
| СРО | 45 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | письменный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Изучение основных положений по электробезопасности.
Задача
- освоение теоретических сведений об опасности поражения электрическим током, мерах по обеспечению безопасности и приобретение практических навыков по технике безоапасности при работе с электроустановками.
Результат обучения: знание и понимание
- знать факторы, влияющие на поражение электрическим током
- знать физические основы режимов короткого замыкания; режимы работы нейтралей электрических сетей
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Знать Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
- Знать рабочие и аварийные режимы электроустановок
Результат обучения: формирование суждений
- Соблюдать экологическую безопасности на производстве, участвовать в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве
Результат обучения: коммуникативные способности
- уметь выполнять практические расчеты: Иметь навыки по определению напряжения шага, напряжения прикосновения, по устройству заземления, зануления; -по устройству молниеотводов, - по определению величин токов протекающих через человека в разных условиях и определение степени их опасности;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Иметь навыки освобождения пострадавшего от действия электрического тока; по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему; быстрой оценки опасных ситуаций в отношении поражения электрическим током; безопасной работы в электроустановках и в повседневной жизни.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - Указываются методы (технологии) обучения, используемые в ходе преподавания дисциплины. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: - технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); -метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Опасность поражения электрическим током. | 0-100 |
| Природа растекания тока замыкания на землю. Понятие напряжения шага | ||
| Классификация электроустановок. | ||
| Опасность сетей с глухозаземленной нейтралью. | ||
| Меры защиты при прикосновениях | ||
| Расчет заземляющего устройства цеховой подстанции | ||
| Зануление. Защитное отключение | ||
| Перенапряжения в электроустановках | ||
| Тестирование | ||
| 2 рейтинг | Комплекс средств молниезащиты | 0-100 |
| Первая медицинская помощь пострадавшим от электрического тока. | ||
| Реанимация, способы оживления пострадавшего от действия тока | ||
| Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок. | ||
| Работы по наряду и распоряжению | ||
| Защитные средства в электроустановках выше 1 кВ | ||
| Защитные средства в электроустановках до 1 кВ | ||
| Тестирование | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение
- Природа растекания тока замыкания на землю
- Классификация электроустановок
- Опасность сетей с глухозаземленной нейтралью
- Меры защиты при прикосновениях
- Заземляющие устройства сетях с эффективно заземленной нейтралью напряжением выше 1 кВ
- Зануление
- Перенапряжения в электроустановках
- Комплекс средств молниезащиты
- Первая медицинская помощь пострадавшим от электрического тока
- Реанимация, способы оживления
- Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок
- Работы по наряду и распоряжению
- Защитные средства в электроустановках
- Защитные средства в электроустановках
Основная литература
- 1 Сибикин, Юрий Дмитриевич. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий: учебник / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин, 2015. 2 Правила устройства электроустановок Республики Казахстан/ Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. – Астана.: 2015. 3 Правила техники безопасности при обслуживании электроустановок потребителей. - Астана.:2008
Дополнительная литература
- 1 Охрана труда в энергетике./Князевский Б.А. - М.: Энергоатомиздат, 2005. 2 Охрана труда в электрохозяйствах промышленных предприятий. /Чекалин Н.А., Полухина Г.Н., Чекалина С.А. - М.: Энергоатомиздат, 2010. 3 Правила технической эксплуатации при обслуживании электроустановок потребителей. /Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. –Астана.: 2012. 4 Правила техники безопасности при обслуживании электроустановок потребителей. /Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. –Астана.: 2012.