Основы техники релейной защиты

Асылжанова Айгерім Бақытқызы

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина включает в себя применение специальных защитных устройств и комплексов для безопасного, безаварийного создания, передачи и распределения электроэнергии в электроэнергетической системе.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Переходные процессы

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы 15
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля письменный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью является изучение, как с качественной, так и с количественной стороны принципов построения и работ отдельных устройств и защит в целом, методик расчета уставок этих защит. Этот курс, базирующийся на курсах физики, высшей математики, переходных процессов в электроэнергетике, теоретических основ электротехники и др., содержит общую теорию построения различных видов защит и инженерные методы их расчета. Он имеет исключительное значение для формирования научного кругозора специалистов по электроэнергетике.
Задача
  • Задача изучения курса состоит в усвоении современных методов анализа и расчета параметров устройств релейной защиты и автоматики для, основанная на использовании различных признаков аварий в энергосистеме, знание которых необходимо для понимания и творческого решения инженерных проблем изучаемой специальности.
Результат обучения: знание и понимание
  • Владеть основными знаниями и понятиями релейной защиты и автоматики, методиками испытаний, наладки и ремонта защитного электрооборудования
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь проводить расчеты по типовым методикам и проектировать отдельные детали и узлы релейной защиты
Результат обучения: формирование суждений
  • Делать обоснованный выбор схем и оборудования релейной защиты
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Быть способным решать задачи обеспечения релейной защиты в команде
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обладать готовностью к постоянному освоению новых знаний в области релейной защиты, анализу современного состояния техники релейной защиты
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа 1 «Изучение работы схем МТЗ и АПВ линии электропередач» 0-100
Устный опрос. Введение. Общие понятия о релейной защите и ее назначение. Требования предъявляемые к релейной защите. Виды коротких замыканий и причины их возникновения
СРС. Расчет токов короткого замыкания в энергосистеме
Лабораторная работа2 «Испытание электромагнитных реле времени»
Устный опрос. Трансформаторы тока в схемах релейной защиты
СРС.Расчет вторичных нагрузок трансформаторов тока
Лабораторная работа 3 лабораторная работа «Максимальная токовая защита»
Устный опрос.Трансформаторы напряжения.Защита сетей с изолированной нейтралью от однофазных замыканий на землю
СРС. Токовая отсечка
Тестирование
Конспект лекций
2  рейтинг Лабораторная работа 4 лабораторная работа «Расчёт, настройка и испытание направленной токовой защиты от междуфазных коротких замыканий» 0-100
Устный опрос.Максимальная токовая защита с блокировкой (пуском) по напряжению
СРС.Расчет максимальной токовой защиты с блокировкой по напряжению
Лабораторная работа 5 лабораторная работа«Трансформаторы тока нулевой последовательности»
Устный опрос. Направленная максимальная токовая защита
СРС.Расчет поперечных дифференциальных токовых защит параллельных линий
Лабораторная работа 6 «Параметрирование реле SIPROTEC при помощи цифровых средств»
Устный опрос. Дифференциальные защиты. Продольной дифференциальной защиты
СРС.Расчет ступенчатых токовых защит нулевой последовательности
Лабораторная работа 7 «Защита электродвигателей посредством цифровых реле»
Устный опрос.Поперечные дифференциальные защиты
СРС. Расчет продольных дифференциальных токовых защит параллельных линий
Тестирование
Конспект лекций
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Трансформаторы тока в схемах релейной защиты
  • Трансформаторы напряжения
  • Защита сетей с изолированной нейтралью от однофазных замыканий на землю
  • Токовая отсечка
  • Максимальная токовая защита с блокировкой (пуском) по напряжению
  • Направленная максимальная токовая защита
  • Дифференциальные защиты
  • Поперечные дифференциальные защиты
Основная литература
  • 1. Правила устройств электроустановок.-: Астана. 2015. – 607 с. 2. Федосеев А.М. Релейная защита электрических систем. - М.: Энергия, 2013 – 520 с. 3. Федосеев А.М. Основы релейной защиты. - М., 2015 – 423 с. 4. Авербух А.М.. Релейная защита в задачах с решениями и примерами.- 2012– 400 с. 5. Руководящие указания по релейной защите.- М.:2011 – 36 с. 6. Шабад М.А. . Расчеты релейной защиты. -М.: Энергия, 2015 – 243 с. 7. Беркович М.А., Семенов В.А. Основы техники и эксплуатации релейной защиты. - М.: Энергия, 2012 – 305 с