Эконометрика
Описание: Эконометрика изучает количественные и качественные экономические взаимосвязи с помощью математических и статистических методов и моделей. Даёт инструментарий и методологию оценки параметров экономических моделей. Используется для прогнозирования экономических процессов. Изучаются виды моделей, этапы их построения, парная и множественная линейная и нелинейная регрессии, метод наименьших квадратов, критерии оценки качества уравнения регрессии.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Статистика
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Цель преподавания курса «Эконометрия» заключается в том, чтобы дать студентам общее представление о методах и моделях эконометрики применяемых для анализа экономических процессов и показателей на основе статистических данных, особенностях и границах их применимости, роли эконометрики в теоретических и практических исследованиях в области экономики.
Задача
- Задачи: умение использовать методы эконометрики для прикладных целей. В частности, студенты должны уметь: – обосновывать закономерности изучаемого экономического объекта; – определять основные показатели, характеризующие объект; – устанавливать взаимосвязи между этими показателями; – формировать статистическую информацию о процессе; – специфицировать систему совместных уравнений (одно уравнение); – идентифицировать взаимосвязи между показателями в системе уравнений (одном уравнении); оценивать качество расчетов по модели; – выполнять практические расчеты по модели и делать экономико-математический анализ результатов. Уметь и иметь опыт эконометрического моделирования с использованием современных пакетов программ статистического анализа и мировых информационных ресурсов.
Результат обучения: знание и понимание
- обладает базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- знает тенденции социального развития общества, умеет адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях способен выполнять необходимые для составления финансовых разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
Результат обучения: формирование суждений
- владеет навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Результат обучения: коммуникативные способности
- способен работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; умеет находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- стремится к профессиональному и личностному росту владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Коллоквиум | 0-100 |
Тестирование | ||
Решение задач | ||
Эссе | ||
2 рейтинг | Индивидуальное задание | 0-100 |
Решение задач | ||
Индивидуальное задание | ||
Эконометрическое исследование (формулировка и решение задачи) | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в эконометрику
- Базовые понятия теории вероятности и статистики
- Парная линейная регрессия
- Проверка качества уравнения регрессии
- Множественная линейная регрессия
- Нелинейная регрессия
- Гетероскедастичность
- Автокорреляция
- Мультиколлинеарность
- Фиктивные переменные в регрессионных моделях
- Динамические модели и прогнозирование
- Системы одновременных уравнений Необходимость использования систем уравнений
Основная литература
- Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. Учебное пособие. – М.: -Финансы и статистика, 2001.-368с.
- Бородич С.А. Эконометрика: Учеб. пособие / С.А. Бородич. — 2-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2004. — 416 с. — (Экономиче-ское образование).
- Грубер Й. Эконометрия. В 2 т. Т. 1: Введение в эконометрию. К., 1996. 397 с.
- Доугерти К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М,- 1997. 402 с.
- Емельянова И.Г. Эконометрия и прогнозирование. - М.: Экономика, 1985. -207с.
- Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черепных Ю.Н. Математические методы в экономике. М., 1997. 248 с.
- Кулинич Е.И. Эконометрия – М.: -Финансы и статистика, 2000.-304с.
- Луговская Л. В. Эконометрика в вопросах и ответах учеб пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 - 208 с.
- Магнус Я., Катышев П., Пересецкий А. Эконометрика. Начальный курс. М., 1997. 248 с.
- Носко В.П. Эконометрика для начинающих: Основные понятия, эле-ментарные методы, границы применимости, интерпретация результатов. М., 2000.
- Орлов А. И. Эконометрика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. 576 с.
- Практикум по эконометрике: Учеб. пособие / И. И. Елисеева, С. В. Курышева, Н. М. Гордеенко и др.; Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002. 192 с: ил.
- Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для ву-зов: В 2 т. — 2-е изд., испр. Т. 1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Теория вероятностей и прикладная статистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 656 с.
- Эконометрика: Учебник /под .ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и ста-тистика, 2002. -344с.