Управленческий анализ

Нурекенова Эльвира Собетоллаевна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс включает изучение приемов и методов анализа наличия, движения, состояние, эффективности использования таких ресурсов бизнеса, как основной капитал, оборотный капитал, трудовые ресурсы, технику проведения детерминированного и стохастического факторного анализа результативных показателей деятельности бизнеса. Рассматривается применение в анализе методов экономико-математического моделирования и прогнозирования. Изучение данной дисциплины позволяет сформировать компетенции в сфере принятия рациональных управленческих решений.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Управленческий учет 2

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Подготовка специалистов, владеющих методами управленческого анализа для обоснования и принятия управленческих решений и планирования деятельности предприятия
Задача
  • Изучение методики анализа производства и реализации продукции; оценки и анализа использования основных производственных фондов; анализа использования трудовых и материальных ресурсов; анализа себестоимости продукции, определение резервов снижения себестоимости; анализа операционных рисков и инвестиционной деятельности.
Результат обучения: знание и понимание
  • владеет навыками осуществления сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • способен анализировать и интерпретировать данные финансовой и управленческой отчетности предприятий и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
Результат обучения: формирование суждений
  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
Результат обучения: коммуникативные способности
  • способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • стремится к профессиональному и личностному росту
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг 0-100
2  рейтинг 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Сущность управленческого анализа, его содержание и задачи
  • Методы и приемы, используемые в управленческом анализе
  • Организация и информационное обеспечение управленческого анализа
  • Методика факторного анализа
  • Анализ производства и реализации продукции
  • Анализ ассортимента, структуры и качества продукции
  • Анализ использования трудовых ресурсов
  • Анализ производительности труда и трудоемкости продукции
  • Анализ использования основных средств
  • Анализ использования производственной мощности предприятия
  • Анализ использования материальных ресурсов
  • Анализ затрат на производство продукции
  • Анализ взаимозависимости между объемом производства, затратами и результатами деятельности хозяйствующего субъекта
  • Управленческий анализ операционных рисков
  • Управленческий анализ инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта
Основная литература
  • Вахрушина М.А. Управленческий анализ. Учебное пособие. / М.А. Вахрушина. - М.: Кнорус, 2021. - 164 c.
  • Камышанов, П. И. Финансовый и управленческий учет и анализ: учебник / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 592 с.
  • Казакова Н.А. Управленческий анализ: комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности: Учебник / Н.А. Казакова. - М.: Инфра-М, 2020. - 416 c.
  • Никифорова, Н. А. Управленческий анализ: учебник для вузов / Н. А. Никифорова, В. Н. Тафинцева. — 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 413 с.
  • Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.Д. Шеремет. – 2-е изд., доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 374 с.
  • Абдукаримов, И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) : учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
  • Джаншанло Р.Е. Управленческий анализ.: учеб. пособие / Рамзан Есарович Джан-шанло.- Алматы: LEM, 2019.- 180 с.
Дополнительная литература
  • Заманбеков Ш.З. Кәсіпорынның шаруашылық қызметін талдау. – Алматы: Экономика, 2017. – 220 б.
  • Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 366 c.
  • Артеменко В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. — М.: КноРус, 2020. — 288 c.
  • Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. — М.: ИТК Дашков и К, 2021. — 248 c.
  • Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: НИЦ ИНФРА-М, , 2019. – 649 с.