Бухгалтерский учет в коммерческом банке

Байтикенова Гульжан Альпековна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина изучает основные теоретические и методические положения бухгалтерского учета и содержит детальный анализ учета основных операций коммерческого банка. В рамках курса студенты изучают практику организации бухгалтерского учета в коммерческом банке, нормативные требования, документооборот, знакомятся с основными принципами международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и практическими аспектами составления отчетности банка по МСФО.

Количество кредитов: 3

Пререквизиты:

  • Основы бухгалтерского учета

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 15
СРО 45
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по методологии и правилам организации бухгалтерского учета в коммерческом банке, использованию систематизированной финансовой информации для составления банковской отчетности, а также для принятия обоснованных решений исходя из особенностей функционирования кредитной организации.
Задача
  • изучить предмет, объекты, основные положения и назначение бухгалтерского учета; ознакомиться с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета и формированию учетной политики; читать и составлять финансовую отчетность БВУ, ориентироваться в основных вопросах техники, организации, принципах и содержании бухгалтерской отчетности.
Результат обучения: знание и понимание
  • знать экономическую сущность счетов, состав и структуру бухгалтерской отчетности; ознакомиться с порядком и требованиями документального оформления операций банка; ознакомиться с видами отчетности банка, принципами ее составления. Знать основные законодательные акты, нормативные документы, стандарты бухгалтерского учета.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • владеть навыками анализа данных бухгалтерской отчетности для оценки результатов деятельности банка, ее имущественного положения, финансовых и операционных возможностей в целях наращивания прибыли, повышения устойчивости и поддержания финансовой стабильности.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способен анализировать и интерпретировать бухгалтерскую информацию, содержащуюся в отчетности коммерческих банков
Результат обучения: коммуникативные способности
  • способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеет навыками пополнения и обновления базовых знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения вовлечения всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Подготовка эссе 0-100
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение кейса, разбор практических ситуаций
Решение кейса, разбор практических ситуаций
Коллоквиум
2  рейтинг Решение задач, разбор практических ситуаций 0-100
Решение задач, разбор практических ситуаций
Тестирование
Решение кейса, подготовка презентации
Коллоквиум
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основы учета и отчетности в банках
  • План счетов бухгалтерского учета в банках
  • Понятие о банковском счете и организация расчетных операций
  • Организация учета кассовых операций в банках
  • Организация учета вкладных операций
  • Организация учета кредитных операций
  • Организация учета внутрибанковских операций
  • Учет собственных средств банка
  • Отражение в учете доходов и расходов, определение финансового результата
  • Учет лизинговых операций, учет трастовых операций
  • Учет прочих операций: учет факторинговых операций, учет форфейтинговых операций, сейфовые услуги коммерческих банков
  • Операции в иностранной валюте и их учет
  • Операции с ценными бумагами и их учет
  • Финансовая отчетность в банках
Основная литература
  • Миржакыпова С.Т. Бухгалтерский учет в банках: Учебник. Алматы: Экономика, 2007, 784 с.
  • Бондарева Т. Бухгалтерский учет в банках. Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс. 2014.
  • Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 января 2011 года № 3. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 февраля 2011 года № 6793. «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня, ипотечных организациях и акционерном обществе «Банк Развития Казахстана»». О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по вопросам ведения бухгалтерского учета и автоматизации ведения бухгалтерского учета. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № 108. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 сентября 2020 года № 21276
  • Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г., № 234 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.)
  • Международные стандарты финансовой отчетности
  • Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № 109. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 сентября 2020 года № 21275 «Об утверждении Инструкции по ведению бухгалтерского учета банками второго уровня, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан, акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" и ипотечными организациями»
Дополнительная литература
  • Сейткасымов Т.С., Шаяхметова К.О., Абдраимова Г.Т. Бухгалтерский учет и отчетность в банках. Алматы, 2000, 456 с.
  • Золотова Е.А. Учет и операционная деятельность в коммерческих банках - М: Финансы и статистика. 2010.
  • Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Оценка финансовой устойчивости кредитной организации. М.: КноРус. 2011.