Бухгалтерский учет в коммерческом банке
Описание: Дисциплина изучает основные теоретические и методические положения бухгалтерского учета и содержит детальный анализ учета основных операций коммерческого банка. В рамках курса студенты изучают практику организации бухгалтерского учета в коммерческом банке, нормативные требования, документооборот, знакомятся с основными принципами международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и практическими аспектами составления отчетности банка по МСФО.
Количество кредитов: 3
Пререквизиты:
- Основы бухгалтерского учета
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 15 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 15 |
| СРО | 45 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по методологии и правилам организации бухгалтерского учета в коммерческом банке, использованию систематизированной финансовой информации для составления банковской отчетности, а также для принятия обоснованных решений исходя из особенностей функционирования кредитной организации.
Задача
- изучить предмет, объекты, основные положения и назначение бухгалтерского учета; ознакомиться с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета и формированию учетной политики; читать и составлять финансовую отчетность БВУ, ориентироваться в основных вопросах техники, организации, принципах и содержании бухгалтерской отчетности.
Результат обучения: знание и понимание
- знать экономическую сущность счетов, состав и структуру бухгалтерской отчетности; ознакомиться с порядком и требованиями документального оформления операций банка; ознакомиться с видами отчетности банка, принципами ее составления. Знать основные законодательные акты, нормативные документы, стандарты бухгалтерского учета.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- владеть навыками анализа данных бухгалтерской отчетности для оценки результатов деятельности банка, ее имущественного положения, финансовых и операционных возможностей в целях наращивания прибыли, повышения устойчивости и поддержания финансовой стабильности.
Результат обучения: формирование суждений
- Способен анализировать и интерпретировать бухгалтерскую информацию, содержащуюся в отчетности коммерческих банков
Результат обучения: коммуникативные способности
- способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеет навыками пополнения и обновления базовых знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения вовлечения всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Подготовка эссе | 0-100 |
| Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
| Решение кейса, разбор практических ситуаций | ||
| Решение кейса, разбор практических ситуаций | ||
| Коллоквиум | ||
| 2 рейтинг | Решение задач, разбор практических ситуаций | 0-100 |
| Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
| Тестирование | ||
| Решение кейса, подготовка презентации | ||
| Коллоквиум | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основы учета и отчетности в банках
- План счетов бухгалтерского учета в банках
- Понятие о банковском счете и организация расчетных операций
- Организация учета кассовых операций в банках
- Организация учета вкладных операций
- Организация учета кредитных операций
- Организация учета внутрибанковских операций
- Учет собственных средств банка
- Отражение в учете доходов и расходов, определение финансового результата
- Учет лизинговых операций, учет трастовых операций
- Учет прочих операций: учет факторинговых операций, учет форфейтинговых операций, сейфовые услуги коммерческих банков
- Операции в иностранной валюте и их учет
- Операции с ценными бумагами и их учет
- Финансовая отчетность в банках
Основная литература
- Миржакыпова С.Т. Бухгалтерский учет в банках: Учебник. Алматы: Экономика, 2007, 784 с.
- Бондарева Т. Бухгалтерский учет в банках. Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс. 2014.
- Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 января 2011 года № 3. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 февраля 2011 года № 6793. «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня, ипотечных организациях и акционерном обществе «Банк Развития Казахстана»». О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по вопросам ведения бухгалтерского учета и автоматизации ведения бухгалтерского учета. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № 108. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 сентября 2020 года № 21276
- Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г., № 234 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.)
- Международные стандарты финансовой отчетности
- Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № 109. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 сентября 2020 года № 21275 «Об утверждении Инструкции по ведению бухгалтерского учета банками второго уровня, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан, акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" и ипотечными организациями»
Дополнительная литература
- Сейткасымов Т.С., Шаяхметова К.О., Абдраимова Г.Т. Бухгалтерский учет и отчетность в банках. Алматы, 2000, 456 с.
- Золотова Е.А. Учет и операционная деятельность в коммерческих банках - М: Финансы и статистика. 2010.
- Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Оценка финансовой устойчивости кредитной организации. М.: КноРус. 2011.