Технологии безопасности компьютерных систем

Котлярова Ирина Александровна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина рассматривает основные понятия и угрозы информационной безопасности, технические, программные, и криптографические средства защиты данных и программ, средства защиты от вирусов, управление доступом на уровне пользователей и системы аутентификации. Формирует навыки применения технологий безопасности для обеспечения безопасности компьютерных систем.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Экономика предприятия

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью дисциплины является подготовка специалистов, обладающих знаниями в области технологий обеспечения информационной безопасности и способных применять свои знания для обеспечения безопасности информации в системах обработки данных.
Задача
  • ознакомление с основными понятиями и проблемами информационной безопасности, с основными технологиями обеспечения информационной безопасности;
  • формирование представлений о принципах построения систем защиты, о современных методах и средствах информационной безопасности;
  • приобретение практических навыков по применению технологий безопасности в современных компьютерных системах.
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать знания по основным понятиям и видам угроз, современным методам и средствам информационной безопасности;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • определять потенциальные угрозы информации в компьютерных системах;
  • использовать на практике технологии обеспечения безопасности в операционных и компьютерных системах;
Результат обучения: формирование суждений
  • формировать суждения по вопросам безопасности компьютерных систем;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • реализовывать личностные качества и лидерские навыки в профессиональной деятельности, проявлять способность эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • стремиться к профессиональному росту и получить навыки работы с компьютером как средством управления информацией, использовать для решения коммуникативных задач.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ)

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практическая работа 1 0-100
Практическая работа 2
Практическая работа 3
Практическая работа 4
Тест рубежного контроля 1
2  *Rating(zh-CN)* Практическая работа 5 0-100
Практическая работа 6
Практическая работа 7
Тест рубежного контроля 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в безопасность компьютерных систем. Основные понятия и потенциальные угрозы информационной безопасности.
  • Политика безопасности. Базовая и специализированные политики безопасности, процедуры безопасности. Стандарты информационной безопасности.
  • Методы и средства обеспечения информационной безопасности. Формальные и неформальные средства.
  • Криптографические средства обеспечения безопасности. Криптография, криптология. Симметричные криптоалгоритмы.
  • Криптографические средства безопасности. Асимметричные криптоалгоритмы (RSA, Эль-Гамаля).
  • Технология цифровых подписей. Стандарты цифровой подписи DSS и ГОСТ Р34.10-94.
  • Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности.
  • Технические средства обеспечения безопасности. Инженерная защита и техническая охрана объектов, сокрытие информации.
  • Программные средства обеспечения безопасности. Антивирусные программы, защита от несанкционированного доступа, брандмауэры, прокси-серверы.
  • Методы идентификации и установления подлинности объекта и субъекта. Парольные системы аутентификации. Биометрические системы аутентификации
  • Компьютерные вирусы. Структура и принцип действия компьютерных вирусов. Классификация вирусов и вредоносных программ. Методы обнаружения вирусов.
  • Технологии безопасности в сетях. Межсетевое экранирование. Системы предотвращения утечки информации
  • Технологии обнаружения атак. Классификация атак: по сценарию, по цели, по характеру взаимодействия с жертвой. Локальные атаки. Удаленные атаки.
  • Технологии обеспечения безопасности в Windows. Защита системы и файлов. Контроль учетных записей (UAC).
  • Шифрование папок и файлов, хранящихся на томах NTFS. Шифрование дисков BitLocker. Технология AppLocker. Брандмауэр Windows.
Основная литература
  • Голиков А.М. Основы информационной безопасности: учеб. пособие для практических и семинарских занятий. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2017. – 214 с.
  • Малюк А.А., Горбатов В.С., Королев В.И. и др. Введение в информационную безопасность. Учебное пособие для вузов, М.: Горячая линия – Телеком, 2011. – 288 с.
  • Шаньгин, В.Ф. Информационная безопасность и защита информации / В.Ф. Шаньгин. - М.: ДМК, 2014. - 702 c.
  • Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
  • Денисова Н.Ф., Котлярова И.А., Вайс Ю.А., Касымханова Д.Ж. Системный администратор: Учеб.-метод. пособие. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2017. – 944 с.
Дополнительная литература
  • Галатенко В.А. Основы информационной безопасности: Курс лекций. – М.: Национальный открытый университет «Интуит».-, 2016. – 205 с.
  • Кияев В.И., Граничин О.Н. Безопасность информационных систем: Учебное пособие. — М.: Национальный открытый университет «Интуит».- 2016.