Social-economic process forecast
Description: Дисциплина направлена на изучение математических и статистических методов построения прогнозов социально-экономических явлений и процессов. Рассматриваются такие методы, как моделирование, сглаживание временных рядов, усреднение с использованием различных видов средних величин, методы Холта и Брауна. Большое внимание уделяется изучению методов подготовки статистических данных для построения прогноза и оценке его достоверности.
Amount of credits: 5
Пререквизиты:
- Micro and macroeconomics
Course Workload:
| Types of classes | hours |
|---|---|
| Lectures | 15 |
| Practical works | 30 |
| Laboratory works | |
| SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
| SAW (Student autonomous work) | 75 |
| Form of final control | Exam |
| Final assessment method |
Component: Component by selection
Cycle: Base disciplines
Goal
- Формирование у обучающихся комплекса знаний о современных методах прогнозирования, перспектив развития различных экономических и социальных явлений.
Objective
- 1) приобретение обучающимися навыков обработки социально-экономической статистической информации; 2) приобретение обучающимися навыков построения экономических моделей и их использования в социально-экономическом прогнозировании; 3) приобретение обучающимися навыков применения неэконометрических методов прогнозирования.
Learning outcome: knowledge and understanding
- Знать и понимать эконометрические методы построения прогноза; Знать и понимать неэконометрические методы построения прогноза.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- Уметь выявлять наличие и степень зависимости социально-экономических величин и показателей; Уметь выявлять тенденции и закономерности в социально-экономическом развитии; Уметь анализировать временные ряды; Уметь строить прогноз с помощью математического моделирования и оценивать его надежность и достоверность; Уметь строить прогноз с помощью методов сглаживания временных рядов
Learning outcome: formation of judgments
- Уметь делать заключение о закономерностях, зависимостях, тенденциях, прогнозах, особенностях социально-экономического развития региона, страны, а также дальнейшего развития отдельного предприятия.
Learning outcome: communicative abilities
- Уметь формулировать, сообщать, обосновывать и доказывать выработанные заключения на любом уровне управления.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- Данные навыки развиваются посредством выполнения индивидуальных заданий, направленных на самостоятельный поиск информации, самостоятельный выбор метода обработки данных, самостоятельный выбор и обоснование метода построения прогноза.
Teaching methods
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения: обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) деловая игра: метод, направленный на создание атмосферы реальной практической ситуации, в которой обучающийся, выполняя определенную роль, решает конкретную поставленную задачу или проблему; 3) исследовательские методы в обучении: реализуются через осуществление исследовательской деятельности во время организации самостоятельной работы обучающихся, предусматривает выполнение заданий, содержащих элементы НИР (например, работа с базами статистических данных и выявление тенденций и закономерностей в экономике региона, страны; выбор и обоснование наилучшего варианта проведения расчетов и т.д.). 4) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии: применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 5) коммуникативные технологии: дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем.
Assessment of the student's knowledge
Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.
| Period | Type of task | Total |
|---|---|---|
| 1 rating | Решение задач на практическом занятии | 0-100 |
| Решение задач на практическом занятии | ||
| Решение задач на практике | ||
| Решение задач на практике | ||
| Решение задач на практике | ||
| Выполнение 1 задания СРС 1 | ||
| 2 rating | Участие в деловой игре | 0-100 |
| Участие в деловой игре | ||
| Решение задач на практике | ||
| Решение задач на практике | ||
| Выполнение задания СРС 2 | ||
| Total control | Exam | 0-100 |
The evaluating policy of learning outcomes by work type
| Type of task | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | Good | Satisfactory | Unsatisfactory |
Evaluation form
The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:
- 40% of the examination result;
- 60% of current control result.
The final grade is calculated by the formula:
| FG = 0,6 | MT1+MT2 | +0,4E |
| 2 |
Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;
E is a digital equivalent of the exam grade.
Final alphabetical grade and its equivalent in points:
The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:
| Alphabetical grade | Numerical value | Points (%) | Traditional grade |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Excellent |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Good |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Satisfactory |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Unsatisfactory |
| F | 0 | 0-24 |
Topics of lectures
- Экономические данные
- Средние величины
- Показатели вариации
- Методы прогнозирования социально-экономических процессов
- Построение парных линейных и нелинейных математических моделей для прогноза
- Сглаживание временного ряда
- Построение линейных и нелинейных многофакторных функций прогнозирования
- Неэконометрические методы построения прогноза
- Методы Холта и Брауна для построения прогноза социально-экономического показателя
- Анализ методов построения прогнозов
Key reading
- 1 Светуньков И.В. Методы социально-экономического прогнозирования в двух томах. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. 2 Садовникова Н.А. Анализ временных рядов и прогнозирование. Учебник. – М.: Синергия, 2016. 3 Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. 4 Клинов В.Г. Прогнозирование долгосрочных тенденций в развитии мирового хозяйства. Учебное пособие. – М.: Магистр, 2017. 5 Антохонова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. 6 Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 2014.
Further reading
- 1 Федосеев В.В. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда. Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2016.
- 2 Эконометрика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Проспект, 2014.
- 3 Венецкий И.Г. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. - М.: Статистика, 2014.