Прогнозирование социально-экономических процессов

Саменова Асем Жанахметовна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина направлена на изучение математических и статистических методов построения прогнозов социально-экономических явлений и процессов. Рассматриваются такие методы, как моделирование, сглаживание временных рядов, усреднение с использованием различных видов средних величин, методы Холта и Брауна. Большое внимание уделяется изучению методов подготовки статистических данных для построения прогноза и оценке его достоверности.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Микро-макроэкономика

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование у обучающихся комплекса знаний о современных методах прогнозирования, перспектив развития различных экономических и социальных явлений.
Задача
  • 1) приобретение обучающимися навыков обработки социально-экономической статистической информации; 2) приобретение обучающимися навыков построения экономических моделей и их использования в социально-экономическом прогнозировании; 3) приобретение обучающимися навыков применения неэконометрических методов прогнозирования.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать и понимать эконометрические методы построения прогноза; Знать и понимать неэконометрические методы построения прогноза.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь выявлять наличие и степень зависимости социально-экономических величин и показателей; Уметь выявлять тенденции и закономерности в социально-экономическом развитии; Уметь анализировать временные ряды; Уметь строить прогноз с помощью математического моделирования и оценивать его надежность и достоверность; Уметь строить прогноз с помощью методов сглаживания временных рядов
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь делать заключение о закономерностях, зависимостях, тенденциях, прогнозах, особенностях социально-экономического развития региона, страны, а также дальнейшего развития отдельного предприятия.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь формулировать, сообщать, обосновывать и доказывать выработанные заключения на любом уровне управления.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Данные навыки развиваются посредством выполнения индивидуальных заданий, направленных на самостоятельный поиск информации, самостоятельный выбор метода обработки данных, самостоятельный выбор и обоснование метода построения прогноза.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения: обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) деловая игра: метод, направленный на создание атмосферы реальной практической ситуации, в которой обучающийся, выполняя определенную роль, решает конкретную поставленную задачу или проблему; 3) исследовательские методы в обучении: реализуются через осуществление исследовательской деятельности во время организации самостоятельной работы обучающихся, предусматривает выполнение заданий, содержащих элементы НИР (например, работа с базами статистических данных и выявление тенденций и закономерностей в экономике региона, страны; выбор и обоснование наилучшего варианта проведения расчетов и т.д.). 4) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии: применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 5) коммуникативные технологии: дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Решение задач на практическом занятии 0-100
Решение задач на практическом занятии
Решение задач на практике
Решение задач на практике
Решение задач на практике
Выполнение 1 задания СРС 1
2  рейтинг Участие в деловой игре 0-100
Участие в деловой игре
Решение задач на практике
Решение задач на практике
Выполнение задания СРС 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Экономические данные
  • Средние величины
  • Показатели вариации
  • Методы прогнозирования социально-экономических процессов
  • Построение парных линейных и нелинейных математических моделей для прогноза
  • Сглаживание временного ряда
  • Построение линейных и нелинейных многофакторных функций прогнозирования
  • Неэконометрические методы построения прогноза
  • Методы Холта и Брауна для построения прогноза социально-экономического показателя
  • Анализ методов построения прогнозов
Основная литература
  • 1 Светуньков И.В. Методы социально-экономического прогнозирования в двух томах. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. 2 Садовникова Н.А. Анализ временных рядов и прогнозирование. Учебник. – М.: Синергия, 2016. 3 Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. 4 Клинов В.Г. Прогнозирование долгосрочных тенденций в развитии мирового хозяйства. Учебное пособие. – М.: Магистр, 2017. 5 Антохонова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. 6 Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 2014.
Дополнительная литература
  • 1 Федосеев В.В. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда. Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2016.
  • 2 Эконометрика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Проспект, 2014.
  • 3 Венецкий И.Г. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. - М.: Статистика, 2014.