Анализ данных и моделирование экономики

Саменова Асем Жанахметовна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина направлена на изучение методов работы с массивами социально-экономических данных, приобретение навыков их обработки и компактного представления. В курсе рассматриваются методы извлечения из статистических данных полезной информации о причинно-следственных связях, временных тенденциях, схожести объектов или явлений, методы упрощения данных, моделирования и построения прогнозов.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Статистика

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Приобретение знаний и развитие навыков обработки экономической информации с помощью математико-статистических методов и приемов, знаний и навыков извлечения из статистических данных полезной информации для управления явлениями и процессами.
Задача
  • 1) теоретическая и практическая подготовка студентов в области моделирования и прогнозирования экономических процессов; 2) овладение студентами методами приведения данных в удобный вид для дальнейшей аналитической работы; 3) освоение и применение пакетов прикладных программ для анализа статистических данных.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать и понимать: 1) математические методы приведения статистических данных экономической природы в удобный вид для анализа и принятия управленческого решения; 2) математические методы выявления зависимостей, тенденций, закономерностей; 3) математические методы моделирования и прогнозирования экономических показателей; 4) методы проведения факторного анализа; 5) подходы к формированию и назначение кластеров; 6) способы обработки экспертных данных; 7) проведение и назначение имитационного моделирования
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь: 1) приводить статистические данные в удобный для анализа вид с помощью формирования рядов вариации, группировки, средних величин; 2) графически представлять данные; 3) рассчитывать числовые характеристики вариационных рядов и формулировать выводы по результатам; 4) выявлять наличие и степень зависимости социально-экономических величин и показателей; 5) выявлять тенденции и закономерности в социально-экономическом развитии; 6) анализировать временные ряды; 7) строить прогноз с помощью математического моделирования и оценивать его надежность и достоверность; 8) строить прогноз с помощью других неэконометрических методов; 9) формировать кластеры; 10) проводить имитационное моделирование; 11) обрабатывать данные, полученные экспертным путем.
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь делать заключение о закономерностях, зависимостях, тенденциях, прогнозах, особенностях социально-экономического развития региона, страны, а также дальнейшего развития отдельного предприятия.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь формулировать, сообщать, обосновывать и доказывать выработанные заключения на любом уровне управления.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки самостоятельного изучения прикладных статистических программ.
Lehrmethoden

1) информационно-коммуникационные технологии обучения; 2) предметно-ориентированные технологии обучения

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Задачи на определение типа экономических данных 0-100
Задачи на расчет средних величин
Задачи на расчет показателей вариации
Задачи на построение парной линейной модели данных методом наименьших квадратов и оценка качества модели
Задачи на построение парных нелинейных моделей данных методом наименьших квадратов и оценка качества модели
2  Bewertung Задачи на выбор наилучшего варианта сглаживания временного ряда 0-100
Задачи на построение многофакторной модели и ее оптимизации
Задачи на построение прогнозов неэконометрическими методами и выбор наиболее надежного метода
Задачи на формирование кластеров
Задачи на сокращение размерности признакового пространства
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Экономические данные и методы их обработки: роль информации, данных в принятии управленческих решений; типы экономических данных; роль математических методов в обработке статистических данных; базовые понятия математической статистики.
  • Первичная обработка статистических данных с помощью средних величин: аналитические и структурные средние.
  • Первичная обработка статистических данных с помощью показателей вариации: дисперсия, средние отклонения, коэффициент вариации; виды дисперсии; дисперсионный анализ статистических данных.
  • Прогнозирование социально-экономических процессов: методы построения прогнозов; понятие зависимости прогнозируемой величины от факторов; строгая функциональная зависимость и ее особенности; корреляционная зависимость и ее особенности; понятие и назначение математической модели и ее виды; строгие функциональные и корреляционные модели; корреляционный анализ статистических данных.
  • Построение парных линейных и нелинейных математических моделей для прогноза. Понятие тенденции временного ряда и способы ее выявления. Структура временного ряда. Виды трендов и методы их построения. Структура временного ряда и построение прогнозных моделей, содержащих сезонную компоненту, трендовую компоненту и случайную компоненту. Показатели качества прогнозной модели.
  • Сглаживание временного ряда: назначение, способы. Средние величины для сглаживания ряда динамики: скользящие и экспоненциальные средние.
  • Построение линейных и нелинейных многофакторных функций прогнозирования. Формирование факторной системы для множественной функции прогнозирования.
  • Неэконометрические методы построения прогноза: метод среднего индекса роста, прогноз с помощью скользящих и экспоненциальных средних.
  • Методы Холта и Брауна для построения прогноза социально-экономического показателя.
  • Анализ методов построения прогнозов, выявление достоинств и недостатков.
Основная литература
  • 1 Мхитарян В.С. Анализ данных. Учебник. - М.: Юрайт, 2018. 2 Светуньков И.В. Методы социально-экономического прогнозирования в двух томах. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. 3 Садовникова Н.А. Анализ временных рядов и прогнозирование. Учебник. – М.: Синергия, 2016. 4 Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. 5 Клинов В.Г. Прогнозирование долгосрочных тенденций в развитии мирового хозяйства. Учебное пособие. – М.: Магистр, 2017. 6 Эконометрика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Проспект, 2014. 7 Антохонова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018.
Дополнительная литература
  • 1) Сигал А.В. Моделирование экономики. Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2021. 2) Орлова И.В. Экономико-математические методы и модели. Компьютерное моделирование. Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2018. 3) Козлов А.Ю., Мхитарян В.С. Статистический анализ данных в MS Excel. Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2019.